Подготовка социальных педагогов в современной российской системе профессионального образования. Общий анализ структуры учебного плана

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Глава 2

ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Общий анализ структуры учебного плана.

Специальность 031300 «Социальная педагогика» утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1994 г. №180.

Нормативная длительность обучения по специальности – 5 лет. Основная квалификация – социальный педагог.

Профессионально-педагогическая деятельность специалиста направлена на содействие развитию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах.

Видами деятельности социального педагога являются:

•  социально-педагогическая;

•  учебно-воспитательная;

•  развивающая;

•  культурно-просветительская;

•  управленческая;

•  научно-методическая;

Специалист:

•  должен владеть системой знаний и представлений о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности;

•  должен владеть системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса и уметь использовать их в своей профессиональной деятельности;

•  должен владеть профессиональным языком предметной области знания, уметь корректно выражать и аргументировано обосновывать положения предметной области знания;

•  должен владеть современными методами поиска, обработки и использования информации, уметь интерпретировать и адаптировать информацию для адресата;

•  должен быть способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы;

•   должен обладать организационно-деятельностными умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации;

•  должен обладать культурой мышления, речи, общения;

•  психологически и методически подготовлен к работе в поли- и междисциплинарных областях знаний;

•  должен осознавать здоровье как ценность; владеть знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности;

• должен знать государственный язык Российской Федерации – русский.

Выпускник, получивший квалификацию социальный педагог, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения социально-педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты [11].

В образовательной программе подготовке социальных педагогов предусмотрено изучение не только конкретных теоретических дисциплин, поделенных на несколько циклов, но и семинары по различным предметам, практикумы и практические занятия, курсовые работы, а также учебные и профессиональные практики [21].

Образовательная программа подготовки социальных педагогов

цикл ГСЭ

общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Курсы: Философия; Социология; Логика: Русский язык и культура речи; История Отечества; Экономика; Иностранный язык и др.

цикл ЕН

общие математические и естественнонаучные дисциплины

Курсы: Математика; Информатика; КСЕ; ОМЗ; БЖД; Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека; Общая биология; Экология и др.

цикл ОПД

общепрофессиональные дисциплины

Курсы: Общая, Возрастная, Социальная Педагогическая, Семейная психология; Психология личности; Антропология; Теория обучения; Психодиагностика; История психологии и др.

цикл ДПП

дисциплины предметной подготовки

Курсы: Введение в профессию; Общая, Социальная, Коррекционная педагогика; История образования; Теория и история социальной педагогики; Методика и технология работы социального педагога; Психология девиантного поведения; Теория и методика воспитания;  Профориентология; Основы социальной работы; Педагогические технологии; Управление системой социальной защиты детства; Школоведение и др.

ФТД

факультативы

Курсы: Риторика; Социальная политика; Методы социологических исследований; Психология праздника; Критическое мышление; Образовательная политика региона; Культурологические дисциплины и др.

практика

Комплексная, Социально-педагогическая, Летняя, Психолого-педагогическая, Преддипломная.

курсовые работы

Курсовые второго, третьего и четвертого курсов.

Таковы основные содержательные моменты структуры учебного плана специальности «Социальная педагогика». Далее мы заострим свое внимание на специфике организации проведения социально-педагогической практики, как площадки для формирования, развития и оттачивания ключевых компетентностей будущего профессионала.

1.2 Теория организации проведения социально-педагогической практики.

Практика — одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет студенту попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях. Особенно это важно при овладении профессиями сферы «человек—человек». Несмотря на существенные изменения, обусловленные реформой образования, в целом система подготовки педагогических кадров в средних и высших профессиональных учебных заведениях сохраняет свою традиционную структуру, в которой большое значение придается организации педагогической практики студентов.

Именно практика является системообразующим элементом процесса

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
76 Kb
Скачали:
0