О некоторых предложениях по поправкам к проекту стандарта 3-го поколения. Предложения по перечню направлений и специальностей, страница 3

  • Утвержденный государством Перечень, который хоть и называется «Перечнем направлений (специальностей) ВПО» по сути является перечнем конкретных образовательных программ, ----- лицензирование (аккредитация) образовательных программ только из этого Перечня ----- финансирование только этих образовательных программ (на основе Госзадания).
  • Новый Перечень, судя по тому, как была изначально поставлена задача, должен быть не Перечнем образовательных программ, а именно Перечнем направлений подготовки (то есть рамочным документом, определяющим широкие сферы образования (сопоставимые с международной статистикой),

Возникающие вопросы

  • Где (в каком документе) будут зафиксированы перечни (списки) конкретных образовательных программ (подходящих по заданным (?) критериям под Перечень направлений подготовки)?
  • Кем именно (Минобрнаукой, УМО, иными общественно-профессиональными организациями) и с помощью каких процедур они будут рассматриваться и утверждаться?
  • Будут ли эти перечни (списки) основанием для разрешения на аккредитацию вошедших в них образовательных программ и для «претензии» на государственное финансирование?

Предлагаемая схема

Свойства предлагаемой схемы

  • Не противоречит действующему Закону «Об образовании».
  • Частично не соответствует Закону «О высшем и послевузовском» образовании, который и так по большому количеству статей и разделов будет изменен.

Свойства предлагаемой схемы (продолжение)

  • Удовлетворяет концепции развития высшего образования, определенной в «Приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ в декабре 2004 г

Свойства предлагаемой схемы (продолжение)

  • Удовлетворяет Закону «О гостехругулировании» (2002 г.), так как Перечень направлений подготовки и ГОС ВПО по направлению подготовки при такой схеме можно сделать «рамочными регламентами», а Примерные основные образовательные программы, разрабатываемые и утверждаемые УМО или образовательно-профессиональными объединениями (УМО+работодатели) будут выполнять функции Стандартов, которые вузы добровольно устанавливают для себя и гарантируют их соблюдение.

Важный момент

  • С помощью схемы можно будет в нужном направлении «обойти» известные «финансовые подвохи», которых больше всего сейчас опасаются вузы. Для этого необходимо выполнить следующие условия:

Условия реализации схемы

Перечень направлений подготовки должен объединять 1-й и 2-й уровень и не называть ни одной конкретной образовательной программы (все программы 1-го и 2-го уровней должны быть прописаны в Перечне образовательных программ, который также будет утверждаться МОН или уполномоченными МОН образовательно-профессиональными структурами);

Условия реализации схемы (продолжение)

ГОС ВПО по направлению подготовки обязательно должен быть сделан для 1-го и 2-го уровней подготовки. При этом его необходимо сделать так, чтобы он по своей сути являлся бы «федеральным компонентом» в понимании ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»

Стандарт должен включать в себя:

  • Общие требования к ООП ВПО.
  • Требования к обязательному минимуму содержания ООП ВПО, условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой государственной аттестации, уровню подготовки выпускников.
  • Сроки освоения ООП ВПО.
  • Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Условия реализации схемы (окончание)

Аккредитация в новой схеме должна проводиться не для «укрупненных» направлений подготовки (это просто невозможно будет осуществить), а для конкретных основных профессиональных образовательных программ 1-го и 2-го уровней подготовки (в рамках лицензированного вузом направления подготовки).

Свойства схемы (окончание)

  • Удовлетворяет подходам, характерным для систем классификации, стандартизации и аккредитации образовательных программ США и ряда Европейских стран.
  • Перечень направлений подготовки несложно сделать сопоставимым с МСКО и Евростатом, а также увязать с Национальной Рамкой Квалификаций в образовании (которая в 2006-2007 г. будет разрабатываться в России на базе Европейской рамки квалификаций).

Вывод

Вся предложенная система классификации, стандартизации и аккредитации направлений подготовки и образовательных программ ВПО (дополненная четкими методиками использования компетенций, зачетных единиц, модулей при формировании ООП и рабочих программ вузов, а также единой утвержденной формой приложения к диплому (европейского образца)) составит основу национальной системы квалификаций в образовании (в широком понимании).