О некоторых предложениях по поправкам к проекту стандарта 3-го поколения. Предложения по перечню направлений и специальностей

Страницы работы

Содержание работы

О некоторых предложениях по поправкам к проекту стандарта 3-го поколения

Затрагиваемые вопросы

  • Новый перечень специальностей
  • Предложения по модификации проекта стандарта
  • Общие предложения по системе перечень – ГОСы - лицензирование

Предложения по перечню направлений и специальностей

Предложения по перечню направлений и специальностей

Предложения по перечню направлений и специальностей

Предложения по перечню направлений и специальностей

Поправки в проект стандарта

  • Основные мотивации и идеи стандарта
  • Основные предложения по поправкам

Внешние мотивации и ограничения

  • У Минобрнауки отсутствует ясная концепция государственного образовательного стандарта ВПО нового поколения и нового «укрупненного» Перечня направлений подготовки (специальностей) ВПО
  • У Минобрнауки и у вузов отсутствует четко-определенное и единое понимание «модуля» и «кредита (зачетной единицы)»
  • Систематизация «компетенций», у разных разработчиков проектов ГОС ВПО существенно различается

Внутренние мотивации и ограничения

  • Решение пленума УМО по классическому университетскому образованию (март 2005 г.)
  • Разработать принципиальные подходы к формированию структуры образования по университетским специальностям
  • Для каждого направления обосновать принципиальную возможность (или невозможность) двухступенчатой, интегрированной или моноуровневой реализации

Внутренние мотивации и ограничения (продолжение)

  • Образовательные программы подготовки бакалавров должны формироваться по направлению в целом, т.е. должны давать полноценную базовую фундаментальную подготовку, обязательно ориентированную на продолжение бакалавром обучения на втором уровне
  • В ГОС бакалавра по направлению должна быть заложена вариативная часть (профильная)
  • Считать для университетских специальностей невозможным введение образовательной программы типа "бакалавра по специальности"

Подходы к проектированию ГОС третьего поколения

  • При работе над проектом ГОС были соблюдены следующие принципы:
  • Преемственность (для обеспечения сохранения традиций, фундаментальности и качества классического университетского образования),
  • Постепенность (для возможности корректировки и адаптации в зависимости от дальнейшего развития реформы образования),
  • Узнаваемость (для создание условий и механизмов обеспечения узнавания и признания Российского образования в Болонском процессе).

Кредитно-модульная структура

  • Основные модули (ОМ), т.е. совокупность дисциплин, составляющих ядро ООП и формирующих базовые обепрофессиональные и профессиоанльно-профилированные компетенции выпускника (по существу, это аналог совокупности дисциплин, входящих в цикл ОПД и СД действующего ГОС ВПО);
  • Поддерживающие модули (ПМ) – совокупность дисциплин, без освоения которых невозможно изучение дисциплин основного модуля, формирующие общенаучные компетенции выпускника (во многом, это аналог набора естественнонаучных и социально-экономических дисциплин, входящих в цикл ЕН и ГСЭ действующего ГОС ВПО);

Кредитно-модульная структура (продолжение)

  • организационные и коммуникационные модули (ОКМ) – формирующие системные, организационно-управленческие, межличностные компетенции выпускника (частично, это аналог дисциплин цикла ГСЭ действующего ГОС ВПО);
  • специализированные (дополнительные) модули (ДМ) – совокупность факультативных дисциплин, не являющихся обязательными, но расширяющих и углубляющих компетенции выпускника в избранной области;

Кредитно-модульная структура (продолжение)

  • Переносящие модули (П) (обеспечивающие перенос знаний на практику) – включающие учебные и производственные практики, курсовые и выпускные работы, научно-исследовательскую работу в магистратуре, итоговую аттестацию.
  • Общее правило – чем выше уровень подготовки, тем больше модулей, углубляющих знание и устанавливающих связь между теорией и практикой.

Ключевой момент

Под модулем стандарта понимается совокупность дисциплин и практик, обеспечивающих те или иные компетенции выпускника. Фактически, в предложенном подходе к формированию ГОС, компетенции заменяют собой дидактические единицы отдельных дисциплин.

Права вуза

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
352 Kb
Скачали:
0