Маркетинг наукоемкой промышленности. Технологическая парамида по Делягину. Факторы, определяющие развитие наукоемких производств

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Шестой технологический уклад: аэрокосмическая техника, био и генная инженерия, наноэлектроника, мультимедийные интерактивные информационные технологии, высокотемпературные сверхпроводимые технологии, тонкая химия и т.п.

-  Средне-высокие технологии (medium-high-technology) – научное приборостроение, технологии наземного транспорта, электрооборудование, химические технологии, другое транспортное оборудование, неэлектрическое оборудование.

-  Средне-низкие технологии (medium-low-technology) – изделия из резины и пластика, судостроение, другое производство, цветные металлы, неметаллические минеральные продукты, металлургия, нефтепереработка, черная металлургия.

-  Низкие технологии (low-technology) – бумажная промышленности и полиграфия, текстиль и одежда, продукты питания, напитки и табак, деревообработка и мебельное производство.

С точки зрения продуктового подхода, к высокотехнологичной продукции относят:

аэрокосмические;

компьютеры,

электронные коммуникации

фармакология, научные приборы

электроборорудование

химические продукты

неэлектрическое оборудование

вооружение.

К особенностям наукоемкой продукции можно отнести:

-  уникальность (свойства необходимо разъяснять потребителям)

-  техническую сложность

-  высокую стоимость

-  неустойчивость спроса на продукцию

-  более динамичную конкурентоспособность и чувствительность к научно-техническому прогрессу

-  специфическое ценообразование

-  зависимость от инновационного потенциала потребителя

-  наличие разных степеней завершенности.

Жизненный цикл наукоемкой продукции

ЖЦ наукоемкой продукции характеризуется высокой длительностью (10-15 лет и более), а так же тем, что она проходит полный цикл от замысла до утилизации. Например, самолеты эксплуатируются 30-40 лет, постоянно нуждаясь в профилактическом обслуживании и ремонте плюс этап разработки и производства. В электронике, приборостроении ЖЦ конечно значительно меньше.

Теория жизненного цикла международного продукта основана на теории технологического разрыва Познера, появившейся в 1961 году.

Теория технологического разрыва Познера [Posner, 1961]

Основной идеей Познера является следующая: экспорт возникает из-за существования технологического разрыва между страной-импортером и страной-экспортером. Технологический разрыв связан с неравномерностью научно-технического развития различных регионов мира. Технологический разрыв проявляется в следующих феноменах:

-  разрыв в спросе – временная дистанция (разница) между первым отечественным и заграничным случаем потребления;

-  имитационный разрыв – временная разница между началом производства в родной стране и за границей (рис.11).

Интенсивность и длительность экспорта зависят от:

-  возможностей обойти патентные законы конкурентами. Если патентное право крепко защищено, то фирма может продлить экспорт своего товара за границу. Если обойти патентное законодательство достаточно просто, то рынок может быть быстро наводнен товарами-аналогами или подделками и необходимость в экспорте постепенно отпадет.

-  готовности к продаже лицензии (для лицензионных продуктов). Начав продавать лицензии на производство товара, фирма автоматически снизит возможности для экспорта своего товара из родной страны.

-  готовности к прямым инвестициям за границу. Чем раньше фирма будет готова перенести производство за границу, тем быстрее она сменит экспорт товара на его импорт.

Когда копирование производства за границей удается, то в связи с более низкими там затратами на оплату труда сначала зарубежный, а потом и местный рынок будут полностью или частично потеряны. Товар начнет массово и более дешево производиться за рубежом и продаваться на местном рынке, а также экспортироваться назад на родной рынок.

В случае невозможности обойти патентные законы и производить подделки, экспорт будет осуществляться более длительное время. Производство будет передано за границу только тогда, когда на подходе новое поколение инноваций. В табл.19 представлены факторы, влияющие на имитационный разрыв.

Таблица 19.

Факторы, влияющие на имитационный разрыв

Фактор

Влияние

Величина и структура спроса на внутреннем рынке

Больший объем спроса на внутреннем рынке продлевает имитационный разрыв

Монопольные прибыли

Так как такие прибыли, возникающие вследствие инновационного преимущества, ограничены во времени, возникает интерес к производству за рубежом, если позволяет конкуренция.

Технологическая сила отечественной промышленности

Быстрая смена инноваций сокращает имитационный разрыв.

Кривые (эффекты) опыта

Эффект опыта формируется в сумме сбыта внутри страны и экспортного сбыта. Замедляет имитацию.

Таможенные барьеры

Способствуют более быстрой имитации, поскольку стимулируют развитие производства за рубежом, а не экспорт продукции.

Рыночные угрозы за границей

С одной стороны замедляют имитацию (инвестиции в производство), с другой

Похожие материалы

Информация о работе