Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 32

Он обратился к мудрому филину, чтобы узнать причину случившегося. Филин сказал, что в жизни много сложных вопросов, на которые трудно ответить даже самым умным. Но филин постарался объяснить медвежонку, почему так случается, что люди иногда расстаются. Он говорил о сложности человеческих отношений и о том, что даже есть цветы, которые не могут ужиться на одной клумбе, хотя и нравятся друг другу. Он дал совет, чтобы медвежонок успокоил маму, поддержал ее, но и сохранил любовь к отцу.

Завершала небольшой цикл сказок о страхах, сказка «Коробка страхов».     Наша модификация одноименной сказки А.И. Захарова [26].

Сюжет сказки заключался в том, что детям рассказывалось, что у всех в этом мире есть жилище. Для молюска домик рапан, для медведя – берлога, для белочки – дупло, для капельки – домик тучка, для мыслей жилищем является голова, а для чувств – душа. А вот страхи раньше жили в специальной коробке. Но кто-то додумался туда положить свои ненужные старые ботинки. Страхи обиделись и разбежались по всему миру.  Пока они гуляли на свободе, они выросли и в свой домик не смогли потом уж вновь забраться. Вот они бегают за людьми, чтобы те их приютили. Особенно за детьми, потому что дети жалостливые и добрые, а взрослые вечно заняты и им не до страхов.

Страхи на самом деле не страшны, они смешные и веселые, когда в домике. А пугают только тогда, когда у них домика нет, чтобы их поселили люди в своих жилищах. А вы, когда не можете попасть в свою квартиру, уютно себя чувствуете ? То -то!  Каждый может избавиться от своих назойливых страхов, если только захотеть.

Для этого их надо нарисовать и сложить в коробку. Они так будут приспокойно жить, а вас не будут беспокоить. Если вы по ним соскучитесь, всегда можете прийти к ним в гости, открыв коробку. Но знайте, сами по себе они от туда ни за что не выйдут – научены горьким опытом. Давайте нарисуем свои страхи и поселим их в коробку. Они вам спасибо скажут и вам будет без них спокойнее.

Далее дети рисуют свои страхи. Чтобы страхи стали добрее, им дети пририсовывают улыбки, хвостики с бантиками, цветные зонтики и др. Потом дети рассказывали о своих страхах, и мы их все торжественно складывали в коробку, которую аккуратно завязывали ленточкой  и убирали в стол психолога.

Ко всем вышеперечисленным сказкам мы проводили короткие игры-драматизации с психогимнастическими этюдами М.И. Чистяковой [46].

Специально для Оли В., у которой вызывало раздражение теснота в ее комнате, вызванная подселением приемных сестер и брата, мы проводили игру-драматизацию по сказке Сутеева «Под грибом». В сказке описывалось, как насекомые и звери прятались от дождя и хищников под грибом. Гриб рос, а  им хоть и было тесновато, но уютно и тепло всем вместе. Для всех нашелся приют. Сначала сказку мы рассказывали детям, обсуждали ее, а потом проводили в игровой форме.

Второй этап формирующего эксперимента включал в себя коррекционный модуль сказок на преодоление агрессивности и гиперактивности. С этой целью нами были отобраны сказки из цикла «Проблема «драчливости» сказкотерапии       Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой [24; 114 -118]. Первой для данного этапа была сказка «Заяц с рюкзаком» А. Смирновой.

В сказке идет речь о ссоре игрушек попавших в магазин с игрушечной фабрики, Эту ссору затеял огромный заяц с рюкзаком, который потом перевел ее в драку. Он возомнил себя самым главным и проповедовал культ силы и то, что уважение зиждется на силе. Он обижал и оскорблял других игрушек. Они тоже ругались с зайцем и поэтому их лица выглядели злыми, поэтому их никто не покупал. В конце концов они поняли это и не стали на зло отвечать злом, а распоясавшегося зайца наказала розовая пантера, посадив его на ночь в темное мусорное ведро. На силу нашлась большая сила. Но наибольшей силой считается дружба и доброта.

Вышеизложенный сюжет сказки проникнут глубоким нравственным смыслом. После того, как сказка была прочитана, с детьми проводилась беседа о том, кто как и почему себя вел, кто как выглядел, что к чему ( к какому исходу) привело.