Основные задачи и методы информационные технологии. Структура информационных технологий. Классификация информационной технологии, страница 2

  V.  От 80-ых и до наших дней. Решаемые задачи: комплексное решение экономических задач, объектно-ориентированный подход в зависимости от системных характеристик предметной области, сетевая организация информационных структур и т.д.

§2. Информация

2.1  Информационные ресурсы, продукты и услуги

Информационные ресурсы – отдельные документы и массивы документов в информационных системах (архивах, библиотеках, базах данных и базах знаний).

Информационный продукт – совокупность данных, сформированных производителем, для распространения в вещественной или невещественной форме. ИП обязательно должен быть зафиксирован на материальном носителе, он содержит в себе информационную модель его создателя и воплощает именно его представление о конкретной предметной области.

Информационная услуга – предоставление или получение в распоряжение пользователя информационного продукта.

Классификация информационных услуг:

1.  Выпуск информационных изданий

2.  Традиционные услуги научно-технической информации (обзоры, переводы).

3.  Ретроспективный поиск информации

4.  Дистанционный доступ к удаленным базам данных

5.  Оказание информационных услуг (обработка данных, создание информационных технологий и систем, а также предоставление связи)

6.  Предоставление первоисточников

Информационный рынок – совокупность экономических правовых и организационных отношений между изготовителем и покупателем информационного продукта.

Сектора информационного рынка:

·  Обучение

·  Потребительская информация

·  Научно-исследовательская информация

·  Деловая информация

·  Обеспечивающие информационные системы и средства (создание и сопровождение программного продукта, консультирование, поставка технических средств)

2.2  Информация и ее свойства

Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии. Которые уменьшают имеющиеся о них степень неопределенности.

Интерпретация данных – процесс превращения данных в информацию (придание данным смысла)

Данные – набор неоднородных ключевых слов (символов), несущих информацию разной степени ценности

Адекватность информации – определенный уровень соответствия информации объекту, о котором она передается.

Формы адекватности информации

·  Прагматическая (потребительская) -  прагматический аспект связан с возможностью достижением пользователем поставленной цели с помощью полученной информации

·  Семантическая (смысловая) – позволяет оценить смысл передаваемой информации, соотнося ее с информацией, хранящейся до появления данных. Семантические связи между словами и устойчивыми словосочетаниями отражает словарь Тезаурус, который состоит из двух частей: список слов и устойчивых словосочетаний и ключ позволяющий выстраивать эти слова в определенном порядке.

·  Синтаксическая – при данной форме адекватности отражаются формально-структурные характеристики информации (тип носителя, скорость передачи и обработки)

Показатели качества информации

1.  Репрезентативность информации – связан с правильностью отбора и формирования информации в целях адекватности.

2.  Содержательность информации – отражает семантическую емкость информации.

3.  Достаточность (полнота) информации – информации должно быть минимум, но достаточно для принятия правильных решений

4.  Доступность информации пользователю

5.  Актуальность информации – определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования

6.  Своевременность информации – ее поступление не позднее заранее назначенного момента

7.  Точность информации – определяется степенью близости полученной информации к реальному состоянию объекта

8.  Достоверность информации – определяется свойством информации реально отображать существующие объекты