Имена в истории. Е. Полоцкая - княжна, игуменья, выдающаяся просветительница 12 столетия. Труды святой Ефросинии

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

3. Имена в истории. Е. Полоцкая.

Ефросиния Полоцкая. Без этого имени невозможно представить панораму духовной жизни восточнославянских земель в XII столетии,  но и всю многовековую историю Белоруссии. Княжна, игуменья, выдающаяся просветительница, о которой «Житие» говорит,  что она – «небопарный орел, попаривши од Запада и до Востока, яко луча солнечная, просветивши всю землю Полоцкую», святая Ефросиния оставила о себе вечную память в душе народа.

Между нами и временем жизни знаменитой полочанки лежит более восьми веков. Не удивительно, что история донесла о ней не слишком богатые известия, но и они позволяют увидеть общеевропейскую значимость личности этой женщины-подвижницы. Самоотверженные труды святой Ефросинии, как и ее прославленных современников Кирилла Туровского  и Ктимента Смолятича, обусловили высокий культурный подъем на земле наших предков.

Уже в юности Ефросиния переписывала и переводила  с других языков книги, сама писала оригинальные произведения. Основав в Полоцке два монастыря, она придала распространению письменного слова большой размах. Историки связывают с ее именем полоцкое летописание и пополнение библиотеки Софийского собора. Княжна-игуменья заботилась, чтобы ученики монастырских школ вместе с грамотой научились «чистоте душевной и бесстрастию телесному». Мудрость Ефросинии проявилась в том, что она не пошла путем борьбы со старым, а стремилась освятить все, что могло служить христианству.

Находясь в центре духовной жизни Полоцкого княжества, она неутомимо собирала вокруг себя таланты, стала первой Белорусской меценаткой. По ее заказу зодчий Иоанн воздвиг всемирно известную церковь Спаса, которая считается совершенным образцом полоцкой архитектурной школы. Мастер-ювелир Лазер Богша создал для Ефросинии свой знаменитый крест – бесценное произведение древнебелорусского прикладного искусства. Она способствовала появлению уникальных фресковых росписей Спасского храма.

Велико было влияние игуменьи на политику Полоцка. Подвижница возвышала голос против княжеских усобиц, предупреждала, что братоубийственные войны  могут привести Отечество к гибели.

Многообразие и плодотворность ее трудов высоко поднимали авторитет Полоцкого княжества и всех земель наших предков в глазах Византии и других стран. Пример Ефросинии вдохновлял ее земляков и последователей: восточнославянского первопечатника и переводчика Библии на понятный народу язык Франциска Скорину, переводчика  и издателя белорусского Евангелия Василия Тяпинского, поэта и просветителя Симеона Полоцкого… Благочестивая жизнь Ефросинии, ее безграничное самоотречение благоприятствовали расцвету в белорусском народе христианских добродетелей. Ефросиния Полоцкая стала одной из первых канонизированных  женщин на восточнославянских землях. 

Основной источник биографических известий о просветительнице – ее «Житие», один из центральных памятников древнебелорусской литературы, созданный в конце XII века в Полоцке неизвестным автором. Им мог быть младший современник Ефросинии, монах либо игумен одного из полоцких  монастырей. «Житие Ефросинии Полоцкой» дошло до нас, по меньшей мере, в шести редакциях, представленных более чем сотней списков, самый древний из которых относится к XVI веку. Многие из них хранятся в Публичной библиотеке Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Отсутствие первоначального текста «Жития», как и ранних его списков, существенно осложняет исследования жизненного пути подвижницы. Историки русской церкви утверждают, что до митрополита Макария жизнеописание полоцкой святой в Московской Руси не встречается, ибо для этих Ефросиния была чужой. Макарий, увлеченный теорией о Москве как о третьем Риме, начал собирать жития немосковских святых. Так «Житие» нашей соотечественницы попадает в его составленные в 1530 – 1540-е годы «Чети-Минеи», потом в «Степенную книгу царского родословия» и в «Книгу жития святых» Дмитрия Ростовского. Всякий раз текст редактировался в зависимости от характера, идейной и стилистической направленности этих сборников. В XVII веке были созданы две сокращенные редакции произведения

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
43 Kb
Скачали:
0