Теоретические и эмпирические уровни знания. Этапы научного исследования. Выбор технических средств проведения и контроля проведения эксперимента

Страницы работы

Содержание работы

консультация (05/02/08)

Как мы знаем в структуре общего познания принято выделять эмпирический и теоретический уровни знания. А совокупность тех исследовательский процедур, которые ведут к достижению знания на этих двух уровнях, соответственно подразделяются на эмпирический и теоретический этапы научных исследования.

Теоретические и эмпирические уровни знания. И понятия теор. И эмпирич. Этапы научного исследования. \

Оснований для определения этих двух этапов научного исследования существует несколько. В частности отметим. Прежде всего они различаются по эпистемической направленности исследования. Также по характеру и типу получаемого знания. Также по использованию методов и способов познания. И других признаков. Если говорить об эпистемической направленности, эмпир. И теор. Уровней различают тем, что на эмпирическом уровне познания ориентируются на изучение явлений и поверхностных связей между явлениями. То есть не исследуется сущность. Существенные взгляды и существенные отношения. В то время как на теорертич. Уровне главной гносеологической задачей является определения причин сущностных связей между явлениями. Отсюда основными формами знания какие получаются на эмпирическом уровне – является факт и совокупность эмпирических обобщений. На теоретическом уровне знания фиксируется как правило в форме законов принципов и научных теорий, в которых и развивается сущность изучаемых явлений. Соответственно различаются методы которые используются при получении этих двух типом знаний. Основными методами на эмпир. Уровне познания – это наблюдение, эксперимент, описание, индуктивное обобщение, классификация и др. различные логические методы. В то время как на теоретическом уровне используются такие методы как анализ синтез, дедукция, аналогия, аксиомизация и различные математические методы.

Следует иметь ввиду, что различаем эмпирический и теоретический уровни знания, жесткой границы которую пытались провести позитивисты – не существует. Потому что эмпирические знания (хотя и фиксация явлений, но проявляется сущности)  в то время теоретическое исследование ищет подтверждения в правильности своих результатов в эмпирии.

Теория всегда требует своей эмпирической интерпретации, несмотря на то, это между теоретич и эмприч. Все-таки такое определение, оно давало свои плоды. Ибо способствовала конкретизации наших …. О структуре познавательной деятельности в науке. Однако в последние 20-30 лет, многие методологи науки считают (и правильно считают) что этого недостаточно, что необходимо ввести методологию науки новую методлогическую единицу, смысл ее не сводится к эмпирическому и теоретическому явлению (дихотомическому явлению) Это новая методологическая единица фиксирует, что в науке существует еще один уровень (3-й уровень знания) Который находится надтеоретическим знанием. И который выступает в качестве метатеоретической (29 вопрос) или экстратеоретической предпосылкой самой теоретической деятельности в науке. Известны такие методологические единицы, прежде всего это концепция Куна, Лакатоса, в частности его понятие парадигмы, которое фиксирует существования особого типа знания в научном исследовании, мы знаем, что парадигма она отличается от теоретического знания, по способу возникновения и обоснования. Согласно Куна – парадигмальное знание не выполняет непосредственно объяснительные функции оно является условием и предпосылкой определенного вида теоретической деятельности по объяснению и систематизации эмпирического материала. Аналогичную нагрузку несет понятие Лакатоса – исследовательская программа. Как определенного рода метатеоретическое образование, которое содержит набор исходных идей и методологических установок и которая уславливает построение развития основания определенных теорий в нашей литературе предлагался целый ряд понятий, которые как бы отражали метатеоретический уровень Ляпунов предлагал понятием  интертеория, … теоретическому знанию относит общий комплекс сведений, который необходимо принять при рассмотрении данной теории. Однако в отечественной литературе в 90-е годы 20-го века. Более прижилось понятие для обозначения метатеоретического уровня – это стиль мышления, как определенный исторический возникший тип объяснения действительности.

Понятия стиля мышления – понятие картины мира, как целостной системы представлений об общих свойствах, закономерностей природы, возникающего в результате обобщения синтеза основных естественно научных принципов. Предлагаются такие понятия – как собственные философские основания науки (Петров) , Мастепаленко???? – теоретический базис научного познания и др. Например, предлагал такое понятие как архетип теоретического мышления. В целом смысл вкладываемый в эти понятия идентичен. Но сейчас наиболее прижилось сейчас понятие парадигма.

Итак давайте рассмотрим теперь (мы рассмотрели 29 )

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
73 Kb
Скачали:
0