Управление организационной культурой. Ценности организационной культуры преуспевающих компаний

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1.3. Управление организационной культурой.

Организация функционирует и развивается как сложный организм. Жизненный потенциал ее деятельности обеспечивает организационная культура: то ради чего люди стали членами организации; то как строятся отношения между ними; какие принципы и методы выполнения работ используются в деятельности организации. Это обуславливает на только различие между ор-


ганизациями, но и определяет успех ее функционирования и выживания в конкурентной борьбе. В любой организации существует «диалог»  между людьми, носителями организационной культуры - с одной стороны, культуры, оказывающей влияние на поведение человека - с другой. (Рис. 1) (10).

Менеджмент и культура организации взаимозависимы и взаимнообусловлены. При этом управление не только соответствует культуре организации, сильно зависит от нее, но и оказывает влияние на формирование и адаптацию культуры к новой стратегии. Поэтому менеджеры должны уметь управлять культурой своей организации.

Авторы известной книги «В поисках эффективного управления» Т. Питерс и Р. Уотерман (52) исследовали связь между культурой и успехом в деятельности организации. Это было достигнуто при анализе управленческой практики успешных американских фирм. Они сформулировали ряд верований и ценностей организационной культуры, которые обеспечили компаниям успех (Рис.2).

1. Ориентация на действие.

Согласно этой ценности организации должны быть готовы что-нибудь пробовать, экспериментировать. Решение по развитию деятельности необходимо принимать даже в условиях недостатка информации. Запоздалые решения лучше считать не принятыми.

2.  Лицом к потребителю.

Для успешно работающей компании «движущей силой служат потребитель и рынок». Главная информация для управления организацией поступают от потребителя. Решать проблемы потребителя является сердцевиной организационной культуры преуспевающих фирм.

3.  Самостоятельность и предприимчивость.

Новаторство основа успеха организации. Преуспевающая компания борется с бюрократией за нововведения. Для этого они «делятся» на более мелкие управляемые части и представляют им, а также энтузиастам определенную степень самостоятельности, для творчества и риска. Поддерживается конкуренция между энтузиастами. Такая норма организационной культуры распространяется с помощью историй и легенд о своих «гениях».


Т. Питерс , Р. Уотермен   Þ В поисках

          эффективного управления

Ориентация на

Привержен-

ность своемуу

действие

Лицом к

потребителю

Простая форма, скромный штат управления

делу

Ценности организационной культуры

Самостоятель-

ность и предприимчвость


Свобода действий и жесткость одновременно

Связь с жизнью и ценностное руководство

Производите-льность от

 человека

Рис.2  Ценности организационной культуры преуспевающих компаний

4.  Производительность от человека.

В соответствии с этой ценностью сущность и содержание организации определяет человек. Если люди удовлетворены своей работой в организации, значит она эффективна. «Люди - самая важная статья наших активов» (Макферсон).

Успех компаний строится на вере, что уважение к работнику среди главного. Это норма их организационной культуры.

5.  Связь с жизнью, ценностное руководство.

Это культурная норма успешных компаний подчеркивает необходимость знать то, чем управляешь. Руководители компаний «верят в неустанное проповедование «истины» не из своего кабинета, а вдали от него - в деле». Согласно этой ценности  руководители управляют не из кабинетов, а с помощью непосредственных контактов с подчиненными на рабочих местах.

6.  Приверженность своему делу.

Компании, придерживаясь этой культурной норме твердо держатся своего дела при условии диверсификации. Именно эта характеристика культуры позволяет компании переигрывать конкурентов.

7.  Свобода действий и жесткость одновременно.

Согласно данной ценности организационной культуры успешно действующие компании имеют «невысокие» гибкие структуры.

Статус менеджера зависит не от количества подчиненных. А от умения и навыков влиять на дела в компании, н ее результат

Похожие материалы

Информация о работе