Предприятие в условиях рыночных отношений и его экономический механизм функционирования, страница 7

а) продажа товаров за наличный расчет, б) продажа товара по картам кредитных организаций, в) по расчетным чекам банка, г) по перечислениям со счетов, д) продажа товаров по безналичному расчету.

7) Розничный оборот с полной оплатой и оборот по продажи товаров в кредит.

На объем продаж в рознице и соотношения его в отдельных видах оказывает влияние ряд факторов:

1) Спрос населения.

2) Предложение товаров на рынке (спрос, ассортимент, качество).

3) Уровень цен на реализуемые товары (мах наценка 35%).

4) Организация процессов торговли (прямые продажи, через посредника, самообслуживание).

Развитие оборота розничной торговли в течение определенного времени имеет свои тенденции:

1) Отмечается постоянное увеличение объемов продаж.

2) Неравномерное развитие розничного оборота по регионам и районам страны (климатические условия, доставка от места производства до места доставки и т.д.).

3) Колебания в макроструктуре оборота (продовольственные и непродовольственные товары).

4) Ухудшение структуры оборота, т.е. снижение реализации многих значимых для человека товарных групп.

5) Практически полностью развитие осуществляется за счет оборота организованной торговли.

Показатели оборота розничной торговли включают: поступление товаров предприятия, товарные запасы на начало и на конец периода и реализацию товаров или общий объем продаж.

Эти показатели взаимоувязаны между собой по формуле балансовой увязки (см. выше).

Объем продаж розничных организаций и предприятий выражается стоимостными и реже натуральными показателями и формируется из ассортимента предприятий розничной торговли. Анализ и планирование розничного оборота проводят исходя из его экономического содержания. В условиях рыночных отношений (конкурентных) ориентация такого анализа должна быть направлена на потребителя, поэтому целью является разработка реальных мероприятий и предложений, приемлемых для данного предприятия, а также по устранению временных негативных последствий хозяйственных операций. Особое влияние следует уделять показателям конкурентоспособности предприятия.

Основные задачи анализа объема розничного оборота сводят к следующим:

- проверка плановых заданий по общему объему продаж, по ассортименту, по составу, а также выявление тенденций развития продаж;

- оценка ритмичности (равномерности) продаж как по предприятию в целом, так и по его структурным подразделениям, если есть;

- оценка степени удовлетворения платежеспособного спроса покупателей;

- изучение и расчет влияния факторов на изменение объема продаж;

- оценка конкурентоспособности розничного предприятия на рынке, на основе сравнения показателей норм продаж с данными предприятий конкурентов;

- выявление резервов достижения оптимальных продаж на конкурентном рынке;

- обобщение результатов анализа оборота розничной торговли в тесной увязке с показателями закупки товаров.

Для анализа необходимо использовать только сопоставимые данные.

Для приведения фактических продаж в сопоставимый вид необходимо учитывать изменение цен (индекс цен).

Для оценки розничного оборота анализ проводят отдельно по общему объему и «внутри продаж». При этом важно учитывать товарные ресурсы. К товарным ресурсам таких предприятий относятся запасы товаров, которые могут быть определены на определенную дату и за какой то период. Задачи и методика анализа товарных запасов включает:

1) Выявление соответствия запасов, их норматива. Поскольку товарные запасы аккумулируют значительную часть финансовых ресурсов или средств. Поэтому с точки зрения экономической эффективности их нормируют.

2) Установление динамики, т.е. определение тенденций развития.

3) Изучение состава товарных запасов и их соответствие спросу покупателей.

4) Проверка размещения запасов по структурным подразделениям и их оценка в соответствии с объемом продаж.

5) обобщение результатов анализа и разработка основных направлений по управлению товарными запасами.