Классификации информационных процессов. Классификации информационных процессов. Особенности структуры поля знаний эксперта

Страницы работы

Фрагмент текста работы

процессе наблюдений инженер по знаниям находится непосредственно рядом с экспертом. При подготовке к сеансу извлечения эксперту необходимо объяснить цель наблюдений и попросить максимально комментировать свои действия.

Во время сеанса аналитик записывает все действия эксперта, его реплики и объяснения. Может быть сделана и видеозапись в реальном времени. Непременное условие этого метода – невмешательство аналитика в работу эксперта.

Существуют две основные разновидности проведения наблюдений

  1. наблюдение за реальным процессом
  2. наблюдение за имитацией процесса

наблюдения – один из наиболее распространенных методов извлечения знаний на начальных этапах разработки. Обычно он применяется в совокупности с другими методами.

--- анализ протоколов «мыслей вслух» эксперта просят не просто прокомментировать свои действия и решения, но и объяснить, как это решение было найдено. Во время рассуждений эксперта все его слова протоколируются инженером по знаниям, при этом полезно отметить даже паузы и междометия. Основная трудность – принципиальная сложность для любого человека объяснить, как он думает. Этот метод является одним из наиболее эффективным, поскольку в нем эксперт может проявить себя максимально ярко, он ничем не скован, никто ему не мешает.

--- лекции. Самый старый метод. Необходимо сформулировать эксперту тему и задачу лекции. Опытный лектор может заранее структурировать свои знания и ход рассуждений. Метод извлечения знаний в форме лекций, как и все пассивные методы, используют в начале разработки как эффективный способ быстрого погружения инженера по знаниям в предметную область.

-Активные индивидуальные методы. Во всех методах активную функцию выполняет инженер по знаниям, который пишет сценарий и режиссирует сеансы извлечения знаний.

Анкетирование. Наиболее жесткий метод. Инженер заранее составляет вопросник или анкету и использует ее для опроса.

Процедура может проводиться двумя способами:

  1. аналитик вслух задает вопросы и сам заполняет анкету по ответам эксперта
  2. эксперт самостоятельно заполняет анкету.

Выбор способа зависит от конкретных условий.

Интервью. Инженер задает эксперту заранее подготовленную серию вопросов с целью извлечения знаний о предметной области. интервью позволяет аналитику опускать ряд вопросов в зависимости от ситуации, вставлять новые вопросы, изменять темп. Кроме того у аналитика появляется возможность «взять в плен» эксперта своим обаянием, заинтересовать его самой процедурой и тем самым увеличить эффективность сеанса извлечения.

Свободный диалог. Метод извлечения знаний в форме свободной беседы. Подготовак к диалогу включает составление плана проведения сеанса:

1. начало беседы

2. диалог по извлечению знаний

3. заключительная стадия.

- Активные групповые методы. Основные достоинства – это возможность одновременного «поглощения» знаний от нескольких экспертов.

Круглый стол. Предусматривает обсуждение какой либо проблемы из выбранной предметной области, в котором принимаю участие с равными правами несколько экспертов. Задача дискуссии – коллективно, с разных точек зрения, под разными углами исследовать спорные гипотезы предметной области.

«мозговой штурм». Один из наиболее распространенных методов раскрепощения и активизации творческого мышления. Основная идея – это отделение процедуры генерирования идей в замкнутой группе специалистов от процесса анализа и оценки высказанных идей. Инженер по знаниям должен свободно владеть аудиторией , подобрать активную группу экспертов, не зажимать плохие идеи. Фиксация хода сеанса традиционная – магнитофон или протокол.

- Текстологические методы. Методы извлечения знаний, основанные на изучении специальных текствов из учебников, монографий, статей.

-- анализ учебников

-- анализ литературы

-- анализ документов

структурирование знаний.

Алгоритм для чайников

-определение входных и выходных знаний

-составление словаря терминов и наборов ключевых слов

-выявление объектов и понятий

-выявление связей между понятиями

-выявление метапонятий и детализации понятий

-построение пирамиды знаний

-определение отношений

-определение стратегии принятия решения

-структурирование поля знаний

однако на практике при использовании данного метода можно столкнуться с непредвиденными трудностями, связанными с ошибками на стадии извлечения знаний.
Методы автоматизированного приобретения знаний. (ответ без помощи литературы)

Эти методы отличаются тем, что инженер сам приобретает знания, без использования экспертов. Так же можно рассмотреть приобретение знаний в ходе личных ситуаций

Похожие материалы

Информация о работе