Извлечение информации. Извлечение информации. Методы автоматизированного приобретения знаний. Методика извлечения знаний из эксперта

Страницы работы

Содержание работы

Извлечение информации.

Процесс извлечения информации организуется по-разному в зависимости от того, каков уровень информации первичного источника.

Два вида извлечения информации:

- извлечение смысла единичного сообщения;

- построение модели структуры поля знаний человека (лабор), этот процесс называется извлечение знаний из эксперта, этим занимается раздел информационных технологий под названием инженерия знаний.

Особенности структуры поля знаний эксперта.

1. Далеко не все знания эксперта можно формализовать и извлечь. С точки зрения построения экспертных систем у эксперта имеется плавный переход между знаниями и опытом.

Верхний уровень – знания вербальные, выражаемые в словесной форме.

Второй уровень – знания, применяемые в реальной практике, нерефлексируемые.

Третий уровень – опыт, глубинные знания, которые применяются интуитивно.

(Это не самая удачная классификация – в буфер обмена)

Для экспертных систем можно извлечь знания из уровня 1 и отчасти из уровня 2. Знания уровня 3 извлечь для экспертных систем нельзя.

2. Организация структуры знаний зависит от уровня опыта специалиста и его личных особенностей.

3. Организация результирующей модели поля знаний зависит не только от эксперта, но и от инженера по знаниям.

Методика извлечения знаний из эксперта. Методика включает в себя четыре возможно перекрывающиеся стадии.

1. Идентификация проблемы.

2. Собственно извлечение знаний.

3. структурирование или концептуализация знаний.

4. Формализация знаний, т.е. построение законченной сети.

(Учебник Гавриловой и Хорошевского «Базы знаний интеллектуальных систем»)

cтр.53-55,100

Методы автоматизированного приобретения знаний.

Автоматизированное приобретение знаний – построение формальной модели части ментального пространства эксперта.

1. Автоматизированное структурированное интервью. Используется типовая рубрикация знаний, которую эксперт заполняет.

2 Имитация консультации. Эксперт многократно работает с инженерными познаниями в режиме вопрос-ответ. Ответы кластеризуются, получается классификация предметной области.

3. Интегрированные среды приобретения знаний. Набор программных средств, реализующих п.п. 1 и 2.

Похожие материалы

Информация о работе