Современность как предмет философского анализа. Философско-теоретические источники постмодернизма

Страницы работы

37 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Современность как предмет философского анализа

постмодернизм

«модерн»

  • эпоха в истории искусства, художественный стиль конца 19-20вв.
  • исторический период с Нового времени до 20 века

«модерн»

«постмодернизм»

  • то, что следует после модерна
  • специфическая социокультурная, интеллектуальная, эстетическая ситуация сложившаяся с середины 60-х гг. 20 века
  • Первоисточники – работы Жана Франсуа Лиотара

Философско-теоретические источники постмодернизма

  • «постмодернизм» Ж. Лиотара
  • «деконструкция» Жака Деррида
  • теория дискурса и генеалогия власти Мишеля Фуко
  • «методологический анархизм» Пола Фейерабенда

Философско-теоретические источники постмодернизма

  • «деконструкция метафизики» Мартина Хайдеггера
  • «ризоматика» Жиля Делёза и Феликса Гваттари
  • постфрейдовский психоанализ Жака Лакана
  • Понятие «симулякра» Жана Бодрийара
  • идеи данных авторов в философии получили название «постструктурализм»

структурализм

  • общее название для ряда направлений в гуманитарном познании 20 века
  • поиск в любых областях реальности устойчивых порядков (структур), обнаружение которых дает «ключ» к познанию данных областей
  • представители: Ф. де Соссюр, Ю.М.Лотман, К. Леви-Строс и др.

Фердинанд де Соссюр (Saussure) (1857-1913)

  • швейцарский лингвист
  • основоположник семиологии и структурной лингвистики
  • работы:
  • «Курс общей лингвистики»,

Семиология Ф. де Соссюра

  • язык есть знаковая или семиологическая (от лат. сема – знак) системы
  • язык – особое социальное явление, т.е. не основан на естественном положении вещей
  • языковое символы не похожи на то, что они должны обозначать
  • фундаментальный закон языка: «один член никогда сам по себе ничего не значит», т.е. языковые знаки имеют смысл лишь во взаимодействии друг с другом, и в силу своих отличий
  • различает «язык» и «речь», «знак» и «символ»

Семиология Ф. де Соссюра различие «языка» и «речи»

  • «язык» (la langue)
  • общий для всех говорящих набор средств, используемый для построения фраз на данном языке

  • «речь» (la parole)
  • конкретное высказывание индивидуального носителя языка

Семиология Ф. де Соссюра различие «знака» и «символа»

  • «знак» (языковой)
  • состоит из означающего и означаемого;
  • произвольность знака может быть абсолютной и относительной

  • «символ»
  • «знак», характеризующийся тем, что он всегда не до конца произволен;
  • в нем присутствует рудимент естественной связи между означающим и означаемым

Этапы развития структурализма

  • становление метода – прежде всего в структурной лингвистике
  • более широкое распространение метода
  • размывание метода в результате включения его во вненаучные контексты
  • критика и самокритика, переход к постструктурализму

Лиотар (Lyotard) Жан-Франсуа (р.1924)

  • франц. философ
  • преподавал философию в ун-тах Парижа (Сорбонна, Нантер), Канады и США
  • работы:
  • «Ответ на вопрос: что такое постмодернизм»,
  • «Гибкое приложение к вопросу о постмодернизме»,
  • «Заметки о смысле «Пост»

Выдвигает гипотезу

  • «…по мере вхождения общества в эпоху, называемую постиндустриальной, а культуры – в эпоху постмодерна, изменяется статус знания»
  • любое знание есть «языковая игра»
  • структура языковой игры определятся соотношением денотативных, перформативных и перскриптивных высказываний

высказывания

  • денотативные – что-либо констатируют
  • перформативные – являются исполнение какого-либо действия
  • перскриптивные – предписывают действие получателю информации

Выявляет различие форм знания

  • ненаучное -
  • денотативные, перформативные и перскриптивные высказывания образуют единое целое
  • легитимность не является проблемой

  • научное –
  • обосновывает достоверность денотативных высказываний
  • их легитимность является проблемой

«ризоматика» Жиля Делёза и Феликса Гваттари

  • «ризома» - корневая система, где отсутствует деление на «главное» и «второстепенное»

Критика «мышления идентичности» и акцент на дифференции Критика «метафизики» и «смерть субъекта» «серийная событийность» вместо «события бытия»

Критика основных концептов (идей) классической западной философии

Критика «мышления идентичности» и акцент на дифференции

  • модернизм
  • утверждал идею тождества бытия и мышления, т.к. «бесформенная», «хаотическая» реальность не познаваема

  • постмодернизм
  • на первый план выдвигает идею различия/дифференции, при этом «правильно» мыслить различия – это не держать «перед взором» идею целого

Критика «метафизики» и «смерть субъекта»

  • модернизм
  • субъект является автором своих высказываний, идей;
  • идея возможности обладание «истиной»

  • постмодернизм
  • субъект всегда включен в определенный контекст;
  • любое авторство есть прежде всего идеология;
  • конец идеологии означает «смерть субъекта»

«серийная событийность» вместо «события бытия»

  • модернизм
  • событие не всякое происшествие, а лишь нечто значимое и наполненное глубоким смыслом,
  • необходим поиск «первосмысла»

  • постмодернизм
  • событие это любой телесно-жизненный акт, который самодостаточен и не нуждается в поиске основания
  • отказ от поиска «первосмысла», т.е. основания

Социальное эстетическое интеллектуальное измерения

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
802 Kb
Скачали:
0