Современность как предмет философского анализа. Философско-теоретические источники постмодернизма, страница 2

параметры трансформации

Социальное измерение

  • «исчезновение социального» и симуляция
  • общество переориентируется с производства материальных вещей на производство нематериальных знаков
  • Социальное пространство западных обществ описывается с помощью понятия «симуляция»

«симулякр»

  • от лат. simulacrum, idola, phantasma
  • «видимость», «подобие»
  • понятие восходит к Платону, согласно которому имеется идеальная модель-оригинал (эйдос), по отношению к которой возможны верные или неверные подражания-симулякры

«симулякр» (Ж. Бодрийар)

  • понятие подчеркивает творческую природу человека – творчество образов, далеких от подобия вещей и выражающих состояние души человека (надежды, страхи и способы видения и др.)
  • современная реальность носит симулятивный характер

Бодрийар (Baudrillard) Жан (р. 1929)

  • франц. социолог и философ
  • профессор социологии в Парижском ун-те
  • работы:
  • «Система вещей»,
  • «О соблазне»,
  • «О совращении» и др.

Эстетическое измерение

  • отсутствие идейного (политического, культурного) «кредо»
  • принципиальный эклектизм (смешение стилей, направлений)
  • рефлективность
  • стирание различие между «высокой» и «массовой» культурой

Интеллектуальное измерение

  • выдвигается тезис: «Всякое знание есть в конечном итоге наррация»
  • наррация – (от франц. – повествование, рассказ)
  • отказ от метанарраций

Фуко (Foucault) Мишель (1926-1984)

  • франц. философ, историк культуры
  • Преподавал в ун-тах Парижа, Гамбурга, Варшавы и др.
  • работы:
  • «Слова и вещи: Археология гуманитарных наук»,
  • «Археология знания»,
  • «История безумия в классическую эпоху»

«Археология знания»

  • новый подход к истории, предполагающий отказ от идей кумулятивного развития знания (прогресс познания через накопления фактов), в основе которого лежит идея надежного наблюдателя (трансцендентального субъекта)
  • предмет археологии не натуралистические вещи и не познающий субъект, а способы «построения» предметов познания и социальной практики

«Археология знания»

  • содержит понятие «эпистема» - общие поля мыслительных возможностей той или иной эпохи, в основе которых лежит определенный тип знаковой связи, соотношение «слов» и «вещей»
  • выделяет три эпистемы в европейской культуре Нового времени:
  • Ренессансная («тождество»)
  • Классический рационализм (опосредует мышлением)
  • Конец 18 века (опосредует социальные практики)

«Безумие и цивилизация»

  • археология знания в сфере психиатрии (понятие «безумие»)
  • критикует идею гуманитарного прогресса в медицине
  • развитие медицины есть процесс возрастания способности здравомыслящих людей и их агентов (врачей, психологов и психиатров) угнетать сумасшедших
  • современная эпоха характеризуется наиболее репрессивными формами контроля (замена внешнего внутренним)
  • медицина рассматривается как «предтеча» гуманитарных наук

«Рождение клиники»

  • до 19 века медицина была наукой о классификации (упорядоченной системе) болезней
  • с 19 в. заболевания начинают исследоваться не только в индивидуальной, но и коллективных формах (эпидемии)
  • одновременное медицина распространяться на здоровых людей в виде профилактики заболеваний
  • принятое в медицине нормативное разделение здоровых и больных было перенесено в гуманитарные науки
  • «великим прорывом» в западной медицине стало возникновение клиники
  • Предметом научного знания и практики стала не сущность заболевания, а люди (т.е. произошло изменение эпистем)

«Дисциплина и наказание» («Надзор и наказание»)

  • рассматривает период между 1757-1830гг., когда пытки заключенных были заменены контролем тюремных правил
  • критикует представление о гуманизации обращения с преступниками
  • наказание становиться более рационализированным (переход от наказания тела к наказанию души, система наказаний становится все более регулярной, эффективной)

Понятие «дискурс»

  • (от греч. – путь, изложение, рассказ; лат. discoursus – беседа, аргумент, разговор; франц. discourse - речь)
  • многозначное понятие:
  • в классической философии – характеристика последовательного перехода от одного дискретного шага к другому и развертывание мышления в понятиях и суждениях, в противоположность интуитивному схватыванию целого

«дискурс» (М. Фуко)

  • характеристика особой ментальности или идеологии, которые выражены в тексте (разговор, диалог, письмо и др.) обладающем связностью и целостностью и погруженном в жизнь, в социокультурный, социально-психологический и др. контексты
  • понятие требующее соответствующего определения: «политический», «научный», «философский» дискурс (включая исторический аспект, например, «советский политический дискурс»)

«генеалогия власти»

  • Фуко выделяет три инструмента дисциплинарной власти:
  • иерархическое наблюдение за тем, что контролируется;
  • способность выносить нормализирующие приговоры и наказывать тех, кто нарушает нормы;
  • использование результатов наблюдения за людьми и вынесение относительно их нормализирующих приговоров
  • дисциплинарная власть имеет положительные последствия (церковь, армия, промышленность) и отрицательные (образование, медицина, семья)