Жизненный цикл товара или услуги. Стратегические аспекты модели жизненного цикла товара или услуги

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

современной  экономической литературе существует множество определений маркетинга, которые с разных сторон раскрывают его сущность.

В данной работе мы рассматриваем маркетинг как процесс принятия управленческих решений на основе анализа факторов внешней рыночной среды.

Для того, чтобы ориентироваться на рынке необходимо изучить этот рынок и жизненный цикл товара или услуги на нем.

         Жизненный цикл товара или услуги – это  процесс  их  развития  с
момента поступления на рынок и до снятия с рынка. Жизненный цикл товара  или услуги включает четыре этапа: выведение на рынок, роста, зрелости и  упадка, которые должны учитываться при разработке стратегии маркетинга.

Жизненный цикл товара (продукта, услуги) — это концепция, которая описывает все элементы маркетинга с момента принятия решения о предоставлении конкретной услуги, ее поступления на определенный рынок и до момента ее снятия с рынка.

    Различные этапы  жизненного  цикла  товара  или  услуг  требуют  пользования разных стратегий маркетинга. Изучение жизненного  цикла  товара  или  услуги позволяет предвидеть изменения во вкусах потребителей, ассортименте  товаров или номенклатуре услуг для  достижения сбалансированности   и  оптимального сочетания новых и традиционных товаров или услуг.
1.Жизненный цикл товара или услуги
       Жизненный цикл товара или услуги – это  процесс  их  развития  с
момента поступления на рынок и до снятия с рынка. Жизненный цикл товара  или услуги включает четыре этапа: выведение на рынок, роста, зрелости и  упадка, которые должны учитываться при разработке стратегии маркетинга.
        Существуют различные виды жизненных циклов  товаров  или  услуг,
различающихся как по продолжительности, так и по форме.
       Различные этапы  жизненного  цикла  товара  или  услуг  требуют  пользования разных стратегий маркетинга. Изучение жизненного  цикла  товара  или  услуги позволяет предвидеть изменения во вкусах потребителей, ассортименте  товаров или номенклатуре услуг для  достижения сбалансированности   и  оптимального сочетания новых и традиционных товаров или услуг.
           Сегментирование рынка для каждой  из  групп  потребителей  можно
осуществлять по различным товарам и услугам, -  комплексам  маркетинга.  При изучении спроса на товары или услуги  сегментирование может  проводиться  по следующим признакам:
            - географическому (регионам, краям, областям);
            - демографическому (возрасту, полу, образованию, роду занятий  и
              т.д.);
            - психографическому (образу жизни, типу личности).
           Концепция  маркетинга   включает   в   себя   новый   подход   к
планированию. Изучение  рынка  товаров  и  услуг,  выбор  целей,  разработка планов  и  осуществление  маркетинговых  мероприятий  по  их  реализации,  - достаточно сложный процесс, образующий стратегию маркетинга.
           Чтобы ниша  на  рынке  не  пустовала,  надо  вовремя  улавливать
зарождающиеся изменения в предпочтениях потребителей, видеть  будущие  нужды и запросы людей, зная систему их жизненных ценностей,  проводить  тщательный анализ и оценку возможностей и затрат у конкурентов.
           Настоящий маркетинг ориентирован как на товар или услугу, так  и
на потребителя. Это  две  основные  компоненты,  обеспечивающие  предприятию рост доходов и уменьшение риска банкротства. Успех на рынке обеспечен,  если удается удержать потребителей и неуклонно расширять их круг.
           Потребитель – это тот, с кем не следует  спорить,  а  тем  более
предоставлять плохой товар или некачественную услугу.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Стратегические аспекты модели жизненного цикла товара или услуги

Жизненный цикл товара или услуги – это концепция, которая характеризует развитие объемов сбыта продукта и прибыль от его реализации, предлагает методы для построения стратегии и тактики маркетинга с момента выведения продукта на рынок и до его снятия с рынка. Графически классическую модель жизненного цикла товара представлено на рис. 1.

 


Объем продаж (прибыль)

I

Исследование и разработка услуги

II

Внедрение

III

Расширение рынка

IV

Использование преимуществ

V

Зрелость

VI

Насыщение

Прибыль

VII

Вытеснение из рынка

Объем сбыта

Рис. 1. – Жизненный цикл товара или услуги

Каждый этап жизненного цикла товара или услуги требует принятия определенных маркетинговых методов, которые формируют определенное управленческое поведение (табл. 2).

Таблица 2 – Особенности маркетинга на разных этапах жизненный цикл товара или услуги

Особенности этапов и маркетинговые методы

Этапы жизненного цикла

Исследование и разработка и внедрение

Расширение рынка и  использование преимуществ

зрелость и насыщения рынка

вытеснение из рынка

1

2

3

4

5

Уровень продаж

Низкий

Быстрый рост

Медленный рост

Спад

Прибыль

Негативный (убытки)

Максимальный

Спад

Нулевой или негативный

Потребители

Новаторы

Сегмент ринка

Массовый рынок

Аутсайдеры

Конкуренция

Незначительная

Растет

Значительная

Спад

Стратегия

Проникновение

Расширение ринка

Сохранение части ринка

Увеличение отдачи

Продукция

Основной вид

Использование уникальных особенностей

Дифференциация

Рационализация

Товарная политика

Планирование

Модификация

Обслуживание

Элиминирование

Количество марок товаров

Одна или несколько

Быстрый рост

Несколько новых

Быстрое уменьшение

Цены

Высокие

Снижение

Низкие

Самые низкие

Реклама

Информирующая

Убедительная

Напоминающая

Минимальная

Разделение

Ограниченное

Интенсивное

Максимально интенсивное

Ограниченное

Затраты на маркетинг

Высокие

Относительное снижение

Снижение

Низкие

Спрос в зависимости от этапа жизненного цикла товара или услуги

Похожие материалы

Информация о работе