Происхождение понятия “средние века”. Периодизация истории Средних веков. Место Средних веков в европейской истории и культуре

Страницы работы

116 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

СРЕДНИЕ ВЕКА

1.Происхождение понятия “средние века”. Периодизация истории Средних веков. Место Средних веков в европейской истории и культуре.

Деление истории на древность, средние века и новое время возникло в Западной Европе. Оно появилось в европейской науке вскоре после эпохи Ренессанса и было связано с тем, что новое время, детище этой эпохи, следовало как-то понятийно-терминологически выделить.

Нужно было обратить внимание на связь новой Европы с античным миром.  Промежуток истории между античностью – рухнувшей Западной Римской Империи и новым временем (ТОЛЬКО для Западной Европы).

Термин на первый план выдвигает Западную Европу. С его помощью вся последующая история и весь мир делится на разные части – Европа и все остальное.

Противопоставление убогости исторического процесса в варварской и очень медленно развивающейся Западной Европе после гибели великой империи блеску греко-римской античности и бурному с 15-16 веков развитию протобуржуазного проторенессанского западного мира.

Возникновение термина – Италия в 15-16 веках в кругах гумманистов.

С развитием исторического знания понятие средних веков изменялось.

XV в. Medium aevum, термин был введен итальянскими гуманистами в эпоху возрождения. Флавио Бьондо, римский историк, написавший «Историю от падения Рима», назвал «Средним веком» период, отделявший его время от эпохи, служившей гуманистам источником вдохновения (античность). Период одичания и варваризации античного мира, испорченной, «кухонной» латыни («средняя» латынь, господство схоластики, связанное с деградацией языка, из этой латыни позже зародились ядра многих языков). То есть изначально появился филологический смысл термина, а затем только термин перекочевал в историю.

XVII в. Христофор Целлариус (Келлер, иезуит, проф. Гальского универ-а) ввел термин Ср. в. в общую периодизацию всемирной истории, разделив ее на античность, Ср. в. и Новое время. От разделения Римской империи (395, при Феодосии I) до падения Константинополя (1453).

XVII-XVIII вв. В век Просвещения (где критерий не столько состояние культуры, сколько отношение к религии и церкви)  — стеснение умственной свободы, догматизм, религиозное сознание, суеверия. Новое же время ознаменовано событиями, расширившими умственный кругозор Ср-в. человека — открытие Америки, появление печатания.

Шарль Дюканж (французский историк, филолог-энц., медиевист) открыл огромный пласт истории тем, что издал кучу летописей.ю том за томом (Византии, ?). Вообще, это было время коллекционирования – Петрарка, Людовик XIV.

После революции – борьба против монастырей, сборщиков налогов, а все кадастры хранились у Гос-ва, как и хроники. Все сжигалось. XVII век замешан на монархии, осуждаемой в XVIII век. Эрудиты XVII века были в почете, и монархия была к ним благосклонна. Но в XVIII родилась ненависть к монархии. Вслед и все средневековье десакрализованно и осмеяно: Вольтер «Орлеанская девственница», осмеял и десакр. Жанну Д’Арк.

XIX  в. Романтическое направление в историографии, возникшее как консервативная реакция на идеологию просвещения и систему ценностей буржуазии, обострило интерес к Средневековью и привело к его идеализации на какое-то время.

Вальтер Скотт, рыцарство.

Тут Наполеон. Возрождается монархия, там Бурбоны и вновь монархия. Меняется отношение к Средневековью и возрождаются все атрибуты, но этизированно, уважительно, даже преувеличенно.

XVIII — XIX вв. 1. Идея непрерывности общественного развития (сменившая античную теорию круговорота или циклического развития и христианскую идею конечности мира) углубила понятие, отступив от оценки Ср. в., как о «темных веках». 2. Попытки анализа социальной истории привели к отождествлению термина с понятием феодализм (от фр. «феод», в документах XI — XII вв. обозначавшего земельное владение, переданное сеньором вассалу за службу. Аналог. герм. термин - «лен»).

Втор. пол. XIX в. Оформление позитивизма (первая убедительная попытка превращения истории в науку, отступление от занимательных рассказах о жизни героев к истории масс, попытки комплексного видения исторического процесса, включая соц-экономическую историю, разработка критического метода; Конт, Спенсер, Милль).

Периодизация, советская историография:

1.  Конец Vв. – середина XIв. Раннефеодальный период, феодализм только складывается как господствующий способ производства.

2.  Середина XIв. – конец XVв. – развитый феодализм, наивысший его расцвет.

3.  XVIв. – первая половина XVIIв. – период разложения феодализма, зарождение капитализма.

2. Начало новой Европы: “великое переселение народов”.

IV — VII вв. Пик миграционных процессов, захвативших почти весь континент, радикально изменивших его этнический, культурный и политический облик. Гибель античной цивилизации и зарождение феодализма.

Усиление имущественного и социального неравенства → захват новых земель (варварские общества на стадии военной демократии склонны к экспансии). Причины — похолодание II-V вв., внешнеполитические, то есть давление одних варварских племен

Похожие материалы

Информация о работе