Укрепление абсолютизма при Ришелье. “Век Людовика XIV”. Власть короля и государев Совет. Дворянское сословие

Страницы работы

Содержание работы

28. Укрепление абсолютизма при Ришелье. “Век Людовика XIV”.

Большое внимание в разных частях своей работы де Ришельё уделяет рассмотрению тех принципов, на которых должно строиться управление государством, и качеств, которыми должны обладать люди, занимающие те или иные должности.

Слово, которое настойчиво повторяется кардиналом на протяжении всей его работы, это «разум». Именно он, по представлениям Первого министра, должен  руководить политикой государства. Человек должен давать ему властвовать безраздельно,  «а сие требует не только ничего не принимать без его совета, но и, более того, обязывает человека сделать так, чтобы все находящиеся под его властью чтили разум и неукоснительно ему следовали»[1]. И чем выше стоит человек, чем знатнее он, тем больше его ответственность перед людьми и больше он должен прислушиваться к доводам рассудка.

Государственный муж, которого рисует де Ришельё, обладает многими добродетелями. Он живет по закону Божьему, судит по справедливости, карает по закону, тверд в решениях, которые принимает, не поддается лести и соблазнам. Картина эта настолько идеальна, что сам кардинала всякий раз оговаривается, что лишь желает, чтобы благородные люди, управляющие страной, были как можно ближе к этому образу. И если королю удастся так подбирать людей на должности, чтобы они более всего соответствовали такому образу, то это немало послужит на благо Франции и приведет ее к скорому величию.

Тем не менее, дю Плесси, будучи сам явным максималистом по природе своей, понимает, что не все способны столь самоотверженно служить стране и государю. Он видит множество изъянов в существующей системе, но подходит к их исправлению крайне интересным образом. Есть несколько вопросов, при рассмотрении которых кардинал говорит о том, что укоренившиеся традиции являются злом, поскольку противоречат здравому смыслу и наносят вред государству. «Однако поскольку, - как он пишет, - опыт учит нас, что привычное зло часто бывает терпимее, чем доброе дело, новизна которого вызывает раздражение»[2], то не следует полностью избавляться от оного, чтобы не вызвать еще большее недовольство.

К такому терпимому злу он относит, в первую очередь, право индульта. Кардинал говорит о непозволительном злоупотреблении данной привилегией. Право, будучи изначально персональным, со временем «переходит к вдовам и наследникам, подобно мирскому наследству»[3]. Первый министр не предлагает никаких радикальных мер, лишь настаивает на некоторых ограничениях, как то: запрет совершать назначение на несколько бенефициев; успешная сдача экзамена как обязательное условия получения бенефиция; закрепление бенефиция за конкретным лицом, которое уже не сможет ни отказаться от него, не передать; запрет на передачу данного права по наследству.

С проблемой назначения на бенефиции дю Плесси сравнивает и вопрос о губернаторстве. Руководствуясь теми же соображениями о зле привычном, он утверждает, что хоть «всякий с первого взгляда решит, что лучше сделать губернаторства трехгодичными», однако не следует прибегать к радикальным изменениям «из опасения вызвать к жизни множество затруднений»[4]. Кардинал сравнивает систему пожизненных назначений во Франции с трехгодичными губернаторствами в Испании. В качестве одного из основных отличий он видит разницу в характере испанцев и французов, которые в силу этого должны управляться по-разному, а также разницу в масштабах владений обеих стран. То, что в силу определенных обстоятельств приемлемо для испанцев, совершенно не подходит для французов. Более того, он справедливо замечает: «Знаю, мне могут возразить, что лицо, назначенное руководить на три года, наверняка будет думать лишь о том, чтобы покинуть пост с незапятнанной репутацией, и станет вести себя сдержанно, дабы его правление было оценено выше, чем правление его предшественника. <...> Но скорее всего тот, кто знает, что ему не вечно оставаться на какой-то должности, захочет в короткое время извлечь из нее всю возможную прибыль»[5]. Поэтому чем-то вполне естественным представляется ему создание губернаторства бессменного.

Третья аналогичная ситуация связана с куплей-продажей должностей. Позиция кардинала по этому вопросу также однозначно негативная, но отказаться от этой практики в одночасье он не в состоянии, хотя признает, что для блага государства со временем сделать это необходимо. Чего он не признает совершенно, так это непомерно высокие цены на должности, которые, по его представлению, следует уменьшить, поскольку в противном случае достойным людям практически невозможно занять посты даже и за свои деньги[6].

Власть короля и государев Совет.

Похожие материалы

Информация о работе