Организация системы лубрикации рельсов на Сегежской дистанции пути, страница 3

Бортовые лубрикаторы с жидкостной смазкой запрещены для использования на участках лубрикации рельсов специальным подвижным составом или стационарными лубрикаторами по причине растворения графита, являющегося важной составной частью наносимой с их помощью смазки. Использование жидкой смазки в отечественных бортовых лубрикаторах приводит, кроме всего прочего, к загрязнению днища и ходовой части локомотивов, а также пути из - за разбрызгивания смазки.

На основании большого числа работ по исследованию тяжелонагруженных пар трения оптимальным типом смазки для рельсовых лубрикаторов признана консистентная смазка с введением 3 – 5% дисульфида молибдена или чешуйчатого графита. Второй наполнитель предпочтителен с точки зрения экологической чистоты смазки. Консистентные смазки обладают значительно большей несущей способностью, что очень важно в парах трения, работающих в режимах пластического деформирования металла.

С другой стороны возможно наличие определенных проблем и трудностей, связанных с организацией лубрикации:

1)  Излишняя лубрикация

- рост боковых сил (ухудшение вписывания тележек в кривую);

- миграция смазочного материала на поверхность катания колеса и рельса и, как следствие, пробоксовка колес локомотива, ухудшение тяговых характеристик, ползуны на колесах и прижоги на рельсах;

2)  Повышается значение человеческого фактора;

3)  Имеют место загрязнения пути, особенно около напольных лубрикаторов;

4)  Когда поворотный момент трехэлементной тележки очень велик из-за плохого состояния центральной опоры, боковых скользунов и опор, смазывание наружного рельса приводит к увеличенному короблению рамы тележки и тем самым возрастанию угла набегания;

5)  Когда различие коэффициентов трения радиусов кривой превышает 0,1 – 0,15, ухудшается способность тележки к вписыванию и увеличиваются боковые силы;

6)  Корытообразный прокат колес может существенно уменьшить положительные результаты лубрикации;

7)  Имеет место повышение степени подверженности выкружки головки рельсов и поверхности катания колес контактно – усталостным повреждениям;

Для решения этих проблем необходимо провести ряд мероприятий, а также рассмотреть некоторые технические вопросы при организации системы лубрикации такие как:

1)  Выбирать подходящий смазочный материал с учетом температурного диапазона, имеющего место на данной железной дороге. Обеспечить унификацию смазочных материалов, используемых в данном районе;

2)  Обеспечить минимальный уровень лубрикации, при котором поверхность зоны выкружки головки рельса остается гладкой. Как только эта поверхность становится грубой, эффект от последующей лубрикации будет значительно меньшим. Избегать излишнего смазывания, особенно в начале кривых, подъемов и спусков;

3)  Повысить уровень квалификации персонала, связанного с лубрикацией, для снижения степени ошибок из-за человеческого фактора;

4)  При смазывании наружного рельса в кривых обеспечивать поддержание центральной опоры, боковых скользунов и опор трехэлементных тележек в хорошем состоянии;

5)  Технологии лубрикации и шлифования рельсов должны рассматриваться совместно, для чего следует разработать общую для этих технологий программу, базирующуюся на системном подходе;

6)  Для внедрения и поддержания работоспособности системы лубрикации создать хорошо структурированную программу управления этой системой. Разработать показатели лубрикации для конкретных участков пути и нормы рационального смазывания боковой поверхности головки рельса и гребня колеса с радиуса кривых и их числа.

Мировой опыт лубрикации показывает ее большую эффективность. Существенно сокращается износ бандажей колес и рельсов, расход электроэнергии и топлива, причем не только в кривых, но и прямых участках пути.

Таким образом, лубрикация рассматривается как одна из ресурсосберегающих технологий, и появляется необходимость все большего внедрения ее (при соответствующем технико-экономическом обосновании и при дальнейших положительных результатах) в локомотивное и путевое хозяйство и последующего распространения по всей сети.

5.2. Организация системы лубрикации на

Сегежской дистанции пути

Организация системы лубрикации для каждой дистанции пути имеет индивидуальный подход. На применение различных типов лубрикаторов оказывают влияние множество показателей, характерных для определенной дистанции. Основными из них являются: план и профиль участков пути, климатические условия, машинный парк дистанции его технические характеристики, обращающиеся локомотивы, особенности текущего содержания и другие. В целом стараются унифицировать различные варианты и организовывать систему лубрикации одного типа для нескольких дистанций определенного района.

Применительно к Сегежской дистанции пути предлагается следующая организация системы лубрикации, включающая одновременно все способы.

1)  Внедрение мобильных средств, находящихся на балансе ПЧ – это или рельсосмазывательная машина РСМ-1, или мотовоз МПТ-4, оборудованный навесным лубрикатором.

Машина РСМ-1 может использоваться как тяговая единица для перевозки платформы с грузом общим весом 34 т, а также для доставки группы пассажиров, что отвечает концепции реформирования путевого комплекса.

Машинный парк Сегежской дистанции пути уже включает мотовоз  МПТ-4, что сокращает капитальные вложения на внедрение данного вида лубрикации.

Для принятия решения по выбору того или иного средства необходимо провести соответствующее технико-экономическое обоснование.

2) Оборудование локомотивов, обращающихся на дистанции на плече Медвежьегорск – Кемь, осуществить навесными лубрикаторами системы АГС-10.

3) В качестве стационарной системы использовать рельсосмазыватель РС-5. Установку двух напольных лубрикаторов произвести на подходах к кривой, расположенной на 671 км.

Кривая составная двухрадиусная, параметры кривой сведены в табл.5.2.

Таблица 5.2

Параметры кривой

Показатели

Первая кривая

Вторая кривая

1

2

3

Радиус, м

333

288

Длина круговой кривой, м

111

50


Продолжение табл. 5.2

1

2

3

Длина переходных кривых, м

50

40

Возвышение наружного рельса, мм

60

40

Данная кривая имеет малый радиус и поэтому целесообразно устройство на ней напольного лубрикатора.