Организация системы лубрикации рельсов на Сегежской дистанции пути, страница 2

В настоящее время работы по устранению по усовершенствованию локомотивных лубрикаторов: совместимость смазок мобильных и стационарных систем, повышение надежности работы форсунок в процессе эксплуатации, совершенствование системы управления.

В качестве навесного оборудования на путевых машинах можно представить лубрикаторы, устанавливаемые, например, на мотовозе МПТ-4.

Это простая компактная система лубрикации, позволяющая производить смазку реборды колеса или боковой поверхности рельса точно рассчитанным слоем, исключая попадание смазки в зону качения бандажа по рельсу, и производить смазку при скорости движения до 60 км/ч.

На мотовозе также устанавливаются  приспособления для очистки поверхности катания рельсов. Технология текущего обслуживания железнодорожных рельсов должна предусматривать периодическую очистку поверхностей катания головки рельса, особенно на тех участках, где часто следуют грузовые составы, активно загрязняющие поверхность катания рельсов.

Периодически, в зависимости от условий эксплуатации участка, производится обработка рельсов. Базовый мотовоз с навесным оборудованием для смазки и очистки рельсов, выходит на перегон, проводя при движении одновременно две операции – очистку и смазку рельсов. Конструкция приспособления для очистки предусматривает возможность разворота наконечников на 180° при изменении направления движения.

Применяемая смазка – консистентная, типа ЦИАТИН-205 с 5% чешуйчатого графита, или смазочная композиция РИИЖТа.

Очистка поверхностей катания рельсов осуществляется гидромониторами со специальными щелеобразными насадками, геометрия которых совпадает с геометрией поверхности катания рельсов. Гидромониторы (2 шт.) питаются от бака с водой, в котором установлены подогреватели. Бак размещается на платформе дрезины при выполнении мотовозом операции по очистке рельсов. Щелевые насадки создают ориентированную струю подогретой воды (90 – 95°С), которая под давлением и под острым углом подается на поверхность катания рельса. При этом происходит очистка поверхности катания рельса при практически любом уровне загрязнения.

Предложенная технология позволяет обоснованно дозировать количество смазки, наносимой на рельсы, обеспечивая постоянное наличие ее в зоне трения реборды о головку рельса и исключая потерю смазки.

К стационарной лубрикации относятся напольные лубрикаторы, устанавливаемые в кривых.

Напольные лубрикаторы бывают трех видов:

1)  С механическим приводом;

2)  С гидравлическим приводом;

3)  С электрическим приводом.

Устанавливаются на главных путях в кривых и в горловинах станций. Используются пластичные смазочные материалы разных типов. На эффективность их применения оказывают влияние положение лубрикатора в кривой, вязкость смазочного материала при различных, в том числе отрицательных, температурах и организация текущего обслуживания.

Стационарная лубрикация, например, может быть представлена рельсосмазывателем РС-5.

Он предназначен для автоматического нанесения смазки на рабочие места гребней колесных пар подвижного состава и боковые поверхности рельсов в кривых участках пути.

РС-5 представляет собой масляный резервуар, расположенный на обочине или в междупутье, соединенный маслопроводом с подкачивающим и питающим устройствами, устанавливаемыми на рельсы. Устройство плунжерного типа приводится в действие колесом подвижного состава, посредством которого смазка равномерно наносится на область выкружки головки рельса.

Хорошим практическим способом определения оптимального местоположения лубрикатора, которое зачастую в большей степени зависит от характера и скорости движения поездов, чем от радиуса кривых, является использование трибометров (ручные, скоростные). После использования трибометра в течение некоторого времени можно с достаточной точностью делать оценку коэффициента трения по результатам визуального осмотра.

Существует несколько подходов к оценке эффективности лубрикации.

На ряде железных дорог разработан метод оценки на основе визуального контроля состояния поверхности рельсов с применением специальной экспертной таблицы.

Таблица 5.1

Оценка коэффициента трения

Наблюдаемое состояние боковой поверхности головки

рельса

Оценка коэффициента трения

Грубая, со следами вырывов от схватывания

около 0,6

Грубая, изборожденная

0,45 – 0,6

Гладкая, блестящая, несмазанная

 0,35 – 0,45

Гладкая, со следами смазочного материала на 10 – 40 % поверхности

0,30 – 0,35

Гладкая, на 40 – 60 % покрытая смазочным материалом

0,25 – 0,30

Гладкая, на 60 – 90 % покрытая смазочным материалом

0,20 – 0,25

На 100 % покрытая тонким слоем смазочного материала

0,15 – 0,20

На 100 % покрытая толстым слоем смазочного материала темного цвета

менее 0,15

Главным критерием эффективности лубрикации является интенсивность изнашивания рельсов и колес. Существуют также критерии экономической эффективности, отражающие сокращение эксплуатационных расходов благодаря применению лубрикации. Считается, что применение лубрикации является экономически эффективным, если сокращение эксплуатационных расходов, связанных с износом в контакте колесо – рельс, не менее чем в три раза превышает затраты на лубрикацию.

Эффективность лубрикации резко повышается на участках повышенной грузонапряженности, с большим числом кривых и с плохим состоянием пути.

Важно правильно, с учетом всех особенностей эксплуатации подвижного состава и состояния пути выбирать оптимальную смазку.

Смазочные материалы могут быть жидкими (масло, вода), в виде эмульсии, газообразными, пластичными и твердыми (тальк, графит, дисульфид молибдена и др.). Для того, чтобы материал мог использоваться в качестве смазки, он должен отвечать соответствующим требованиям:

смазывание до заданного уровня контактных давлений и при повышенной и при пониженной влажности;

не должен смываться дождем;

должен выдерживать окружающую температуру от минус 40°С до  плюс 70°С;

должен выдерживать температуру, возникающую при взаимодействии колеса и рельса во время торможения;

 к нему не должен прилипать песок;

не должен воспламеняться, быть опасным или оказывать вредное действие на окружающих;

все смазочные материалы в системе «колесо – рельс» должны быть сертифицированы.