Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, финансами и планированием. Лесопромышленная логистика. Логистическая система управления в лесопромышленном комплексе

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Заготовитель обязан ее заготовить, вывезти, оплатить не только затраты труда, но и стоимость древесины, хотя она не имеет потребительской стоимости. В ряде случаев это приводило к проведению так называемых условно-сплошных рубок, когда древесина, не имеющая потребления, оставалась не вырубленной, что противоречит лесохозяйственным требованиям, ухудшает состояние лесов для будущих поколений. Необходимость удовлетворения противоречивых потребностей потребителей древесины и условий ведения лесного хозяйства требует комплексного подхода при анализе рынка потребителей и рынка лесного фонда (поставщиков).

При разработке логистической системы лесопромышленных предприятий необходимо учитывать изменение качества древесины в процессе ее заготовки в зависимости от времени (сезона) заготовки, породы, условий хранения, сроков и условий транспортировки.

Разделение производства на заготовительное и перерабатывающее всегда приводит к противоречию в экономическом состоянии предприятий, в оплате труда. Во всех отраслях есть это противоречие - максимальную прибыль получает конечный производитель, даже в том случае, если его вклад в общий процесс минимальный как по трудовому вкладу, так и по затратам энергетических и других ресурсов, а минимальную долю получают заготовители, чаще всего вкладывающие в общий процесс максимум трудовых, энергетических затрат и имеющих минимальные социальные условия. Особенно это проявляется в лесопромышленном производстве.

Отсутствие четкого лесного законодательства по лесопользованию приводит к тому, что лесозаготовитель, эксплуатируемый как современным, так и будущим обществом оказывается в самом невыгодном положении. Государство как владелец лесов не строит лесные дороги. Этим вынужден заниматься лесозаготовитель, построенные дороги останутся в лесу и будут приносить доход при использовании их другими пользователями в будущем. Затраты же заготовитель понес сегодня. Это приводит к тому, что дороги не строятся. Дорогостоящая лесозаготовительная техника используется в неоптимальных условиях с большими расстояниями трелевки, удорожается процесс лесозаготовок и сегодня и в будущем. Это же приводит к увеличению запасов древесины, повышению оборотных средств, снижению качества древесины, неравномерному по сезонам использованию дорогостоящей лесозаготовительной техники. Перечень противоречий, особенностей и недостатков можно продолжить. Вот почему необходимо создание единой логистической системы управления комплексным лесопромышленным производством.

Устойчивую деятельность лесопромышленного предприятия в условиях жесткой конкуренции может обеспечить только четко отлаженная логистическая информационная система управления движением потоков лесопродукции от места произрастания древесины до потребителя.

Логистическая система лесопромышленного предприятия включает информационное обеспечение подсистем производства, снабжения и сбыта.

Подсистема производства, являясь центральной в логистической системе лесопромышленного предприятия, функционально связана с подсистемами сбыта и снабжения, обеспечивает стратегическое и тактическое планирование производственной деятельности и управления производством на всех его фазах.

Подсистема снабжения осуществляет анализ возможностей лесного фонда, анализ поставщиков, анализ потребности производства в поставках, в том числе обеспеченность лесным фондом.

Подсистема сбыта включает программно-информационное обеспечение для анализа рынка сбыта, прогнозирования развития смежных отраслей (потребителей лесопродукции) и анализа деятельности конкурентов. Эта подсистема является основой информационного обеспечения производства, обеспечивая функционирование финансовой системы предприятия, а также статистическую отчетность

Все подсистемы производственного планирования увязываются с финансовым планом предприятия для своевременного обеспечения снабжения, подготовки производства, выбора оптимальных, обеспеченных своевременным финансированием транспортно-технологических систем и других видов производства, хранения и сбыта лесопродукции.

Лесопромышленные предприятия рассматриваются как многоуровневая иерархическая транспортно-технологическая система, для которой разрабатываются система внутрипроизводственных и внепроизводственных связей, информационные потоки, алгоритмы управления. Принятие взаимосогласованных решений на каждом иерархическом уровне обеспечивает оптимальное функционирование всей системы с учетом ограничений, накладываемых экологическими, биологическими, техническими, материальными и финансовыми условиями, требованиями устойчивого управления лесами.

В СПбГЛТА разработана архитектура информационной системы лесопромышленного производства и ряд конкретных программ, переданных в ГВЦ Леспром. Но она требует дальнейшего совершенствования не только самого лесопромышленного производства, но и управления лесным комплексом в целом на уровне региона. Одним из проблемных вопросов является создание единого транспортного документа, сопровождающего движение лесопродукции от места его заготовки до конечного потребителя.                                                                                                                                                               По клейму на каждом железнодорожном рельсе можно определить весь путь его производства, номер плавки, смену, режим плавки и т.д. Аналогично надо сделать и в лесной отрасли с учетом экологических требований. На мировом рынке потребители все больше требуют доказательств, что изделие сделано из древесины, вырубленной в лесу без нарушений экологических требований, с учетом правил устойчивого управления лесами. Наличие единой информационной базы решит проблемы сертификации лесов, лесной технологии и лесопродукции.

Создание информационной логистической системы решит проблему устойчивого управления лесопользованием, снижения затрат на транспортно-технологический процесс, оптимизации размещения и технологического процесса лесных терминалов, выбора альтернативных путей транспорта лесопродукции, что снизит влияние монопольного положения отдельных видов транспорта. Масштабность сферы применения логистических систем, информационной

Похожие материалы

Информация о работе