Общество как управляемая система. Специфика государственного управления в условиях гражданского общества

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема 3. Общество как управляемая система

Вопросы

  1. Общественные управляемые объекты
  2. Специфика государственного управления в условиях гражданского общества

Литература

  • Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М. : Омега-Л, 2006. - Лекция 4. - С. 112-138.
  • Глазунова Н.И. Система государственного управления. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - Раздел II. - C. 112-129.
  • Государственное управление: основы теории и организации / Под ред. В.А. Козбаненко. - М. : Статус, 2002. - Глава 3. - § 1, 2. - С. 123-147.
  • Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. - М. : Ростов-на-Дону : ИКЦ «МарТ», 2005. - Глава 4. - С. 75-90.
  • Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. - М. : Юрист, 2002. - Глава 3. - § 1-3. - С. 94-122.

Объекты социального управления

Свойства управляемых объектов

Самоактивность

  • способность к изменению, самодвижению на основе комплекса внутренних и внешних причин. Выражается в изменении окружающей среды и самих себя
  • позитивные следствия – освоение нового
  • негативные следствия – возможность асоциальных девиаций

Целеориентированность

  • способность ставить и достигать цель
  • позитивные следствия – рациональность поведения
  • негативные следствия – постановка корпоративных целей, достижение которых наносит вред контрагентам

Адаптивность

  • способность приспосабливаться к внешней среде
  • позитивные следствия – управляемость
  • негативные следствия – потенциальная подверженность манипуляции

Самоорганизация

  • способность к самоуправлению и саморегулированию
  • позитивные следствия – возможность артикуляции и агрегации интересов
  • негативные следствия – деструктивная оппозиционность

Предпосылки для понимания проблем государственного управления обществом

  • общество нуждается в государственном управлении
  • управляемые объекты приоритетны
  • система государственного управления должна быть адекватна состоянию общества
  • необходимо искать организационные формы, соответствующие статусу управляемых объектов
  • нужны четкие границы государственного воздействия

Типичные проблемы, возникающие в ходе государственного управления в России

  • неадекватность целей управления интересам и потребностям основных групп
  • взаимная отчужденность системы госуправления и управляемых объектов
  • несовпадение темпов изменения общества и СГУ
  • чрезмерное вмешательство государства в дела общества

Гражданское общество (интерпретации)

  • общество, достигшее высокого уровня зрелости (закреплена и защищена частная собственность, гарантированы права и свободы человека, правовое государство)
  • сфера негосударственной жизни

Структура гражданского общества

Условия формирования гражданского общества

  • реально существующая частная собственность
  • средний класс составляет большинство населения
  • наличие каналов общественно-политического участия граждан
  • гарантии прав и свобод
  • готовность населения к участию, гражданская активность

Черты гражданской активности

  • информированность
  • личная заинтересованность в общественных делах
  • владение навыками общественного участия
  • способность согласовывать личные и общественные интересы

Характерные черты ГУ в условиях гражданского общества

  • четкое определение границ государственного вмешательства
  • обеспечение гражданам возможности выбора
  • создание условий для участия в управлении
  • опора на интеллектуальную элиту
  • гарантии безопасности личности
  • консенсусный язык общения

Направления формирования гражданского общества

  • поддержка политических партий
  • поддержка некоммерческих организаций
  • содействие формированию общественных палат

Общественная палата России

  • Федеральный закон №32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» принят 4 апреля 2005 года
  • включает 126 членов
  • главная цель – обеспечивает взаимодействие граждан и общественных объединений с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод и прав общественных объединений

Общественная палата России

  • первое пленарное заседание состоялось 22 января 2006 года (в среднем проводится 4-5 пленарных заседаний в год)
  • ежегодно на декабрьском пленарном заседании заслушивается и принимается Доклад Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Российской Федерации
  • Органы Общественной палаты: совет – постоянно действующий орган; секретарь; заместители секретаря; комиссии; рабочие группы
  • избирается каждые два года, формирование проходит в три этапа

Порядок формирования Общественной палаты России

Президент РФ назначает 42 члена Палаты, имеющих особые заслуги перед государством и обществом

Назначенные члены Палаты избирают 42 представителя от общероссийских общественных объединений

  • Назначенные и избранные члены Палаты избирают
  • 42 представителя
  • от межрегиональных и региональных
  • общественных объединений

Общественная палата Белгородской области

  • Закон Белгородской области №226 «Об Общественной палате Белгородской области» принят 21 июля 2008 года
  • включает в себя 44 представителя общественности
  • главная цель – обеспечение согласования общественно значимых интересов жителей области, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления

Функции Общественной палаты Белгородской области

  • участие в обсуждении и принятии управленческих решений
  • общественная экспертиза нормативно-правовых актов
  • общественный контроль
  • поддержка общественных организаций

Формирование солидарного общества в Белгородской области

  • Солидарное общество – система межличностных и межгрупповых отношений субъекта РФ, основанная на осознании их участников общности интересов, ценностей и жизненных смыслов, взаимной поддержке, лояльности и сотрудничестве в достижении общественно значимых целей
  • Характеристики солидарного общества:
  • взаимная лояльность
  • взаимная ответственность
  • прочность социальных связей

Причины возникновения идеи солидарности в Белгородской области

  • целесообразность дальнейшего развития идей, заложенных в Программе улучшения качества жизни белгородцев (2003 год)
  • неудовлетворительное состояние человеческих отношений в регионе
  • необходимость наращивания и использования социального капитала

Похожие материалы

Информация о работе