Базовые понятия и схемы. Фундаментальное значение коммуникации для человека и общества. Говорение и письменность, страница 2

Значение искусства «приема, хранения и передачи сообщений» для человеческой эволюции. Коммуникация как базовая потребность homo sapiens, ее роль «в превращении обезьяны в человека». Стадии развития коммуникации, их динамика в исторической перспективе эволюции человеческой цивилизации. Дискуссии относительно первичности и вторичности коммуникационных революций и революций социальных.

II. СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ И ЭТАПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. 

Говорение и письменность.

Дописьменные формы коммуникации в древних культурах. Стадия говорения. Дискуссии материалистов и идеалистов относительно возникновения человеческой речи. Язык как система «знаков –символов». Причины и перипетии зарождения письменности как нового этапа в эволюции коммуникации и человеческого общества. Различные типы письменности и различные типы общества. Влияние письменности на развитие цивилизаций – власть над природой и власть над людьми.

Социальное значение печатания.

Изобретение печатания - «величайшее потрясение Средневековья». Книга как символ «эпохи ересей» и Ренессанса. Печатание и крах Ватикана как идеологической монополии Европы. Печатание и протестантизм – новая религия нового общества. Влияние печатания на стратификацию общества и экономические процессы.

От газеты до Интернета. СМИ как символы индустриального и пост-индустриального общества.

Процессы эволюции газеты как формы массовой коммуникации. От листка новостей и политического памфлета до массового издания. Превращение массовой газеты в полноправный субъект экономики - мощнейший стимул развития капитализма и демократии. Принципиально изменения в качестве коммуникации – разносторонность и выразительность, распространение в пространстве и времени, новые характеристики хранения информации. Стремительное распространение знаний и «раскручивание спирали» эволюции. Радио, телефон, кино, телевидение, спутник, магнитофон, видео, компьютер - потрясения в сознании человека и структуре человеческой цивилизации.

III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ

Парадигмы структурного функционализма, социальной эволюции и социального конфликта.

Понятие теоретической парадигмы. Структурный функционализм и биологические аналогии роли СМИ в поддержании равновесия в обществе. Парадигма социальной эволюции – объяснения внутренней эволюции и СМИ и изменений в обществе. Принципиальные сходства и отличия в трактовке этих изменений парадигмой социального конфликта. Роль конфликта в эволюции СМИ и общества.

Парадигма обмена символами, психологическая парадигма и парадигма когнитивной ориентации

Механизмы влияния СМИ на общество. Парадигма «взаимодействие и обмен символами» как пример социально психологического подхода к изучению коммуникации, общества. Общество и общественное взаимодействие как система понятий о образцов поведения с помощью символов. Психологическая парадигма и ее теоретические составляющие-нейробиологический подход (учение о рефлексах); бихейвористские теории (модели поведения и системы поощрения и наказания); психоаналитический подход (роль подсознательных процессов в принятии решений) Парадигма когнитивной ориентации – совокупность важнейших теоретических моделей к изучению процессов влияния СМИ на реципиента.

IV. ТЕОРИИ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Основные этапы и направления исследований.

Первые исследования СМИ – частный интерес социологов, психологов и экономистов. Психологическая война и рынок как стимулы развития науки о СМИ. Исследования в Восточном блоке.: СМИ как коллективный пропагандист, агитатор и организатор. Социальные теории СМИ в западной науке, роль европейской и американской школ, синтез философско-экономического базиса европейских исследований и методов прикладной социологии США. Медиацентрированные и реципиентоцентрированные типы исследований.

Некоторые ключевые фигуры и их научные школы.

Гарольд Ласуэлл и его «классическая формула коммуникации». Абсолютизация роли СМИ в обществе в 30-40е гг ХХ в. Теории манипулятивного воздействия СМИ (теория пропаганды, теория «шприца» или магической пули, теория формирования общественного мнения У. Липпмана, теория социальной ответственности СМИ). Теория двухступенчатого распространения информации П. Лазарсфельда, теория диффузии Э. Роджерса. Маршалл Макклюэн и теория “Глобальной деревни” как символ теорий технотронного общества.

Интеллектуальные поиски 1960-х и теории ограниченного влияния СМИ. Теории активной аудитории (теория полезности СМИ, теория зависимости М. Дефлера и С. Белла-Рокича. Теория agenda setting (“выбора повестки дня” Б. Когена. Принципы "спирали умолчания" Э. Ноэля-Ноймана.   

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. М., 2005.

Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение.  М., 1988