Обще и специфическое в освещении различных сфер жизни общества. Своеобразие журналистской работы над проблематикой разного типа, общие черты и особенности в организации и планировании отраслевых отделов

Страницы работы

Содержание работы

пОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Основы журналистики. Проблематика газетных выступлений» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Цель курса: выявить обще и специфическое в освещении различных сфер жизни общества; своеобразие журналистской работы над проблематикой разного типа, общие черты и особенности в организации и планировании отраслевых отделов.

В ходе работы над курсом рассматриваются особенности современной информационно-пропагандистской работы, выступления правительственной печати и оппозиционной, проблемы научно-технического прогресса, вопросы экологии, совершенствования системы народного образования и профессиональной подготовки в системе высшей и средней школы, вопросы развития культуры, литературы и искусства, проблемы быта и семьи, нравственные проблемы.

Преподавание курса связано с другими курсами государственного образовательного стандарта: «Введение в журналистику», «Газетные жанры», «Теория публицистики» и др. и опирается на их содержание.

По завершению обучения  студент должен:

—  овладеть системой знаний по проблематике газетных выступлений;

—  иметь представление о работе того или иного отдела редакции;

—  знать основные закономерности того или иного редакционного подразделения.

I. Содержание дисциплины (10 час.)

1. Работа идеологического отдела (2 часа).

Общая характеристика идеологической ситуации в современном российском обществе на данном этапе. Сравнительная характеристика коммунистической идеологии и идеологии демократического общества. Приобретения. Потери. Роль СМИ в пропаганде, идеологической работе в коммунистическом и демократическом обществе. Газеты правительственные. Газеты оппозиционные.

Направления работы современного идеологического отдела, формы, жанры.

2. Научная проблематика на страницах СМИ (2 часа).

Общая характеристика состояния науки в современном российском обществе сравнительная характеристика постановки научной проблематики в коммунистической печати и в демократической.

Современные тенденции в пропаганде научной проблематики (развал общества — развал науки; оккультные науки и др.).

Направления работы отдела науки, формы, жанры.

3. Проблемы средней и высшей школы на страницах СМИ (1 час).

Общая характеристика состояния средней и высшей школы в российском обществе. Сравнительная характеристика постановки проблематики средней и высшей школы в коммунистической пропаганде и в демократической. Приобретения. Издержки. Опыт. Новые формы.

Основные направления работы отдела средней и высшей школы, профессиональных газет (формы, жанры).

4. Культурная проблематика на страницах газет (2 часа).

Общая характеристика состояния культуры в российском обществе. Исторический аспект культурной проблематики. Сравнительная характеристика постановки культурной проблематики в коммунистической пропаганде и в современной — демократической. Приобретения. Потери. Опыт. Новые формы.

Основные направления работы отдела культуры в демократическом обществе (формы, жанры).

5. Проблемы быта на страницах газет (1 час).

Общая характеристика состояния бытовой культуры в современном демократическом обществе. Творчество ведущего журналиста этой темы А. З. Рубинова. Бытовая проблематика в 70–90-е годы.

Основное направление бытовой проблематики на современном этапе.

6. Проблемы литературы и искусства на страницах газет (1 час).

Общая характеристика состояния проблематики по вопросам литературы и искусства.

Постановка критико-библиографической работы в коммунистической пропаганде.

Освещение литературы и искусства в 70–80–90-е годы. Приобретения. Потери. Тенденции. Основные направления работы отдела литературы и искусства (формы, жанры, специфика работы с авторами).

7. Нравственная проблематика на страницах прессы (1 час).

Проблемы нравственности в современном обществе. Общая характеристика. Главенствующее положение данной темы на страницах современных изданий.

Специфика освещения нравственной проблематики в конце 80-х, в 90-е годы.

Основные направления реализации нравственной проблематики в СМИ. Формы, жанры.

Темы контрольных работ

  1.  Идеологическая проблематика в СМИ.

  2.  Вопросы науки и техники в СМИ.

  3.  Проблемы средней и высшей школы.

  4.  Культурная проблематика в СМИ.

  5.  Проблемы быта в СМИ.

  6.  Литература и искусство в СМИ.

  7.  Нравственные проблемы в СМИ.

II. САмостоятельная работа студентов (42 часа)

  1.  Знакомство с периодическими изданиями по изученной проблематике.

  2.  Ведение студентом различных досье, подборок газетных материалов,    записок, заметок о прочитанном, составление коллекции лучших заголовков.

III. вопросы к экзамену

  1.  Общая характеристика работы идеологического отдела. Конкретные примеры из журналистской практики.

  2.  Общая характеристика работы отдела науки и техники. Экологическая проблематика. Конкретные примеры из журналистской практики. Творчество В. Орлова, В. Пескова.

  3.  Общая характеристика работы отдела средней и высшей школы, специальных изданий. Конкретные примеры из журналистской практики.

  4.  Культурная проблематика в СМИ. Примеры газетных публикаций.

  5.  Бытовая проблематика в СМИ, общая характеристика. Творчество А. З. Рубцова. примеры газетных публикаций.

  6.  Вопросы литературы и искусства на страницах газет. Общие тенденции, закономерности. Творчество ведущих критиков. Примеры газетных публикаций.

IV. рекомендуемая литература

1.  Бельчиков Н. Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. — М., 1975, с. 188–197. (10 экз.)

2.  Волков Г. Социология науки. — М., 1968. (5 экз.)

3.  Горохов В. М. Критика и библиография в газете. — М., 1970. (10 экз.)

4.  Горький о науке. Сб. — М., 1964. (3 экз.)

5.  Данин Д. Неизбежность странного мира. — М., 1966. (5 экз.)

6.  Калашникова Л. И. проблемы культуры и быта в газете. — М., 1977. (10 экз.)

7.  Лазаревич Э. А. Искусство популяризации науки. — М., 1978. (10 экз.)

8.  Макаренко А. С. О коммунистическом воспитании. — М., 1956. (1 экз.)

9.  Наука и журналист. Сборник статей. — М., 1970. (10 экз.)

10.  Орлова Э. Н. Газета и эстетическое воспитание. — М., 1973. (10 экз.)

11.  Проблематика газетных выступлений. — М., 1975. (5 экз.)

12.  Сухомлинский В. А. О воспитании. — М., 1973. (5 экз.)

13.  Ученова В. В. Популяризация науки в периодической печати. — М., 1968. (10 экз.)

V. Методическое обеспечение дисциплины

1. Учебно-методические пособия. — М.: Издательство МГУ, 1977.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
33 Kb
Скачали:
0