Текст журналиста как способ манипуляции общественным мнением. Манипулятивные технологии как средство подачи информации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Анализ современных СМИ на применение манипулятивных технолгий. 30

2.2. Методы противодействия манипулятивным технологиям.. 43

Заключение. 47

Список литературы: 49


Введение

Актуальность темы. В системе современных взаимоотношений средства массовой информации играют важную роль. Миллионы газетных полос ежедневно попадают в руки читателей. Волны сотен радиостанций пронизывают сегодня эфир, донося до слушателей новости из любого уголка нашей планеты. Тысячи телебашен, десятки космических спутников делают нас свидетелями событий в разных странах мира. Значение печати, радио и телевидения в современном мире переоценить просто невозможно. Они превратились в мощный инструмент воздействия, охватывая своим влиянием беспрецедентное в истории число людей. Управление людьми и манипулирование их мнением посредством средств массовой информации (далее – СМИ) – распространённое явление в наши дни. Сегодня в политической борьбе различные приемы, способы и технологии манипуляции использует как оппозиция, так и действующая власть. Проникая во все сферы общественной жизни, такая практика ведет к разрушению гражданских ценностей, правому нигилизму и, в том случае, если манипулятивными приемами пользуется власть, - к утрате доверия со стороны народа. 

На сегодняшний день СМИ является главным инструментом  изменения ценностей, восприятия действительности и интерпретации событий, а вследствие этого и поведения общества в выгодном для субъекта направлении. Для достижения данной цели применяются различные манипулятивные технологии. Сегодня вопреки своей обязанности отражать общественное мнение, СМИ создают его. Проблема состоит в том, что большая часть населения не имеет представления о сути и способах манипулирования общественным мнением, вследствие чего легко поддается воздействию. А. Моль пишет о СМИ: "Они фактически контролируют всю  нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют  отдельные  элементы  из общей массы культурных явлений и придают им особый  вес,  повышают  ценность одной  идеи,  обесценивают  другую,  поляризуют  таким  образом   все   поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации,  в   наше  время почти  не  оказывает  влияния  на  развитие  общества".

Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации. Неконтролируемая подача информации различной аудитории в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей  подрастающего поколения.

СМИ в условиях рынка утратили свои некогда важнейшие функции воспитания человека, формирования личности, просвещения. Сегодняшние СМИ – это бизнес, главная цель которого, извлечение прибыли. На пути к достижению этой цели используются все средства, позволяющие привлечь массовую аудиторию. Не поднимать человека в его лучших проявлениях, а удовлетворять его сиюминутные запросы, не гражданский институт, а сфера услуг – таким образом, сместился центр тяжести.

В российском обществе растет усталость от бесконечных манипулятивных кампаний, демонстрирующих пренебрежение к базовым принципам демократии: равенству возможностей, состязательности, открытости политической борьбы. Государство, вместо того, чтобы ограничивать практику политического манипулирования, нередко выбирает тактику ухода от проблемы: вместо использования демократических процедур власть сама осваивает новые технологии поддержания демократии на уровне формирования соответствующего информационного фона. Серьезным общественным ответом на применение технологий политического манипулирования в предвыборный период 2011-2012 гг. стала серия митингов  оппозиции, выступающей с лозунгом за «честные и прозрачные выборы» без фальсификаций и манипулирования общественным мнением. Однако организация массового протеста также продемонстрировала, что лидеры протестного движения во многих случаях так же нередко задействуют самые жесткие манипулятивные технологии. Обоюдная направленность применения технологий скрытого управления, интенсивное обсуждение проблем манипулирования, политизация различных слоев общества – все это позволяет сделать вывод о максимальной актуализации темы манипулирования в средствах массовой информации.

Цель работы. Целью курсовой работы является изучение и систематизация процессов манипуляции сознанием, полученные в результате знания можно применять в повседневной практике, исследуя материалы и программы различных СМИ на предмет использования в них манипулятивных приемов, а также защищая себя от воздействия манипулирования.

Задачи работы.

·  Определить суть понятия «манипуляция сознанием»

·  Классифицировать типы воздействия на массовое сознание

·  Изучение современного информационного контента на предмет

Похожие материалы

Информация о работе