Основная черта истории 20 века. Технический прогресс. Факторы, изменившие сознание человека. Теория психоанализа Фрейда, страница 3

Особенности творческого метода: реалист, но сочетает авантюрный сюжет с глубоким философским, политическим, психологическим проблематикой.

1955 – «Тихий американец». Два главных героя – Пайл (сотрудник американского посольства). Место и время действия – 50-х годов, Вьетнаме, «грязная» война. Второй герой – Фаулер.

Энтони Берджис (1917 – 1993)

1962 – роман «Заводной апельсин». Время и место действия – Лондон, недалекое будущее.

Главный герой – молодой бандит Алекс. После эксперимента лишается выбора. Берджис против этого.

Роман «Человек из Назарета» – версия жизни Христа (перед нами – живой человек).

Роман «Вожделеющее семя» – описана Англия будущего, когда человечество страдает от перенаселения.

«Сердитые молодые люди» – классический реализм, но большая эмоциональная сила суждений,  не показан выход, идеал.

Причины появления:

– «холодная война» развела надежды на преодоление экономических и идеологических противоречий.

– тяжелое экономичсекое положение Англии 50 – 60 гг.

«счастливчик Джим»(К. Эмис) – 1954 год.

«спеши вниз»

Пьеса Джона Осборна «Оглянись в огне»

Жанр философского романа

Обращались к серьезным философским проблемам. У. Голдинг, А. Мердок, Джон Фаулз.

Голдинг

Для него человек – существо двойственное.

Основная проблематика творчества:

– природа зла в человеке

- проблема технического прогресса, его двойственность.

– проблема неоднозначности развития человеческой цивилизации.

Все это есть в «Повелителе мух». Одно из имен дьявола – Вельзевул 9»Повелитель мух») – тема зла заявлена уже в названии.

Проблема цивилизации

«Чрезвычайный посол» – проблема технического прогресса. Действие – 2 век до нашей эры.

Духовный прогресс, не подкрепленный духовным развитием – это очень опасно.

Пьеса « Медная бабочка» – тот же сюжет.

Повесть «Воришка Мартин». Главный герой всю жизнь прожил как потребитель.

«шпиль». Действие – Средневековье. Главный герой – отец Джослин. Шпиль – символ неоднозначности развития цивилизации. Стоит ли прогесс жизни хотя бы одного человека?

«Ритуал на море» «Зримая тьма» – романы 80-х годов.

Мердок

Философские истоки творчества

1.         Философия экзистенциализма. Основная категория – абсурда. Мир изначально абсурден. Другая категория – выбора: человек может выбирать.

2.         Философия платона: человек изначально стремится к добру.

Герои Мердок – на 2 категории: те, кто способен к саморазвитию, и наоборот.

Платон: высшая любовь – ученика к учителю.

«Сон Бруно». Бруно – энтомолог. Перед смертью он понимает, что всю жизнь прожил как эгоист.

«Черный принц».  Тема любви и смысла творчества. Главный герой – Бредли Пирсон. Роман написан в форме его дневника. Антагонист – Арнольд Баффин.

Роман «Море, море»

Фаулз

Один из основателей англ. Постмодернизма.

Основная тематика творчества

– самопознания – поиска своей подлинной личности, не навязанной извне.

– «элефтерия» (свобода). Самопознание – неотъемлемая часть свободы.

«Коллекционер». Главный герой – фредерик Клегг (человек духовно неразвитый). Миранда – противоположность, молодая художница. Роман построен в форме их дневников. Все герои соотносятся с героями шекспировской «Бури». Миранда осознает, что в том, что Клегг стал таким есть и ее вина (интеллигенция отстранена от простого народа).

«Аристос» – изложение фил. Взглядов.

1966 – «Маг» – герой постепенно познает себя и перерождается духовно.

69 год – 2Женщина франц. Лейтенанта»

72 – сборник «Пять повестей» («Башня из черного дерева»). Проблема искусства.

Сборник эссе «Готовые норы» (самоанализ творчества)

Особенности худ. Метода:

Черты постмодернизма:

– игра

– интертекстуальность

Но: постмодернисты полагали, что мир хаотичен и скусство может лишь жонглировать слвоами. А фаулз дидактичен (хотя дидактика и скрытая), причем дидактика иронична. Для него важна этическая роль литературы. Истина посередине (дидактика и ирония вместе). Лит-ра должна способствовать дух. Развитию человека.

Томас

Сборники: «18 стихотворений», «25 стихотворений».

Сложный, музыкальный язык. Принцип «концентрированной образности2. Темы: человек, жизнь и смерть. Концепция человека – гуманистический пантеизм 9человек слит с природой). Смерти нет – только вечное перерождение.

Английский постмодернизм

Акройд, свифт, барнс.

Обращаются к историческому прошлому, но не делают вид, что они современники эпохи.

Барнс

«Метроленд». Главный герой живет в Париже и думает только о совей любви (принцип субъективизма).

«Попугай Флобера»: писатель не может создавать нового, он, как попугай, повторяет чужие слова. Все субъективно.

Роман «История мира в 10 с половиной главах». Действие новелл – в разные эпохи. Сквозной образ – корабля (символ искусства), миф о всемирном потопе. Наша цивилизация изначально несовершенна. История – бесконечное и бессмысленное странствие от катастрофы к катастрофе. Противостоять может любовь. Невозможно познать не только мир вокруг себя, но и ситорию.