Основная черта истории 20 века. Технический прогресс. Факторы, изменившие сознание человека. Теория психоанализа Фрейда

Страницы работы

Содержание работы

Основная черта истории 20 века – парадоксальность (двойственность, множественность)

Плюсы:

– Огромных тех. скачок

Минусы:

– мировые войны, угроза ядерной катастрофы, новые болезни

Технический прогресс слишком обогнал духовное развитие человека.

Событие, показавшее двойственность развития человека – 1-я мир. Война (1914 – 1918): новейшие открытия науки использовались для уничтожения человека.

Философия: Шпенглер «Закат Европы» (евр. Цивилизация перешла на стадию деградации).

Резко изменились представления человека о себе.

Факторы, изменившие сознание человека:

– кинематограф разрушил привычные представления о времени и пространстве (сознание стало более иррациональным);

– теория психоанализа Фрейда 9сознанием наши желания оттесняются в подсознание, в большинстве случаев нами управляет бессознательное).

– теория относительности (время обратимо) разрушила представления о границах эпох, о грехе.

Лит-ра 20 века:

– начало 10-гг. – к. 40-х гг. – радикальное обновление всей сферы искусства

– к. 40-х – к. 90-х гг. – смена направлений искусства

Основные литературные направления:

– реализм (Хемингуэй, Грин): соц. Реализм (Фокс, Кейнси) и лог. Реализм (Борхес, Маркес)

– модернизм: Джойс, Пруст, Кафка. Окончательно сформировался в начале 20-х гг. 20 века. Расцвет – середина 20-х гг.. Исчезновение – начало 40-х гг. (умирают крупнейшие представители). Появление – конец 19 века.

Модернизм – направление искусства, вбирающее в себя ряд течений в искусстве 20 века : импрессионизм и экспрессионизм, символизм и т. д.

Общая черта – поиск новых художественных средств и методов изображения человека и мира.

Авангард (сюрреализм, футуризм) от модернизма отличается эпатажностью (художественное антиповедение) и отрицание ценностей классического искусства.

Характеризуется обостренным интересом к внутреннему миру человека (это главный объект изображения), отвержением традиционных типов повествования. Созданы новые способы повествования – поток сознания, интерес к мифу, так как в нем отражена универсальная категория бытия и жизненные ситуации.

– постмодернизм. Оформился в середине 50-х гг и существовал до начала 20 века. Идея принципиальной завершенности истории и исчерпанности творческого потенциала искусства. Еще один принцип – отказ от серьезности – критическое переосмысление предшествующего и настоящего культурного опыта человечества; отказ от истины (восприятие человеком мира субъективно); отказ от позиции «всезнающего автора», предлагают читателю роль соавтора; интертекстуальность (цитация); «смерть автора»,   игра. Создали новые жанры: гипертекст (текст, построенный как иерархия текстов), пастиш (роман цитат).

Джойс

1914 г. – сборник новелл «Дублинцы» (не модернизм). Главная тема – тема духовной смерти. Образ Дублина приобретает космические черты – модель человечества. Каждый герой – философско-социальный тип.

Темы одиночества, абсурда жизни звучат уже в этом сборнике (рассказы «Мертвые», «Сестры», «Облачко»).

1916 год – «Портрет художника в юности». Действие повести – в Дублине, конец 19 века. Стивен Дедал – главный герой. Впервые Джойс использует «поток сознания», показывает формирование писателя. Здесь нет привычной сюжетной линии (ассоциативный способ повествования). Художник – новатор (Дедал) и мученик ( Стивен – от Стефан, то есть «мученик»)

1922 год – «Улисс».

Замысел: Джойс пытался создать универсалию жизни человека и человечества в целом.

Сюжет: один день из жизни 3 дублинских обывателей (16 июня 1904).

Герои: Леопольд Блум – страховой агент, Молли Блум – его жена, певица, Стивен Дедал.

Миф расширяет пространственные и временные рамки романа. Здесь нет привычного развития сюжета: здесь три «потока сознания». У Стивена – мысли молодого интеллектуала, у Молли – засыпающей женщины, у Леопольда – обывателя.

Роман расширяет широкая система подтекстов. В каждой главе несколько планов: сюжетный, реальный 9каждый герой имеет реального прототипа), мифологический, тематический (тема разлуки, любви, одиночества и так далее), ряд дополнительных планов (каждая глава соотносится с  определенным видом искусства, наукой, с каким-либо цветом, символом, органом тела. Каждая глава имеет свою повествовательную технику (к концу главы она осложняется).

Дублин символизирует все человечество, это еще один герой романа.

Насколько сложно наше сознание, настолько сложен и этот роман. Джойс утверждает ценность личности человека.

1939 год – «Поминки по Финнагану». Первоначальный замысел – передать работу подсознания спящего человека. Идея бесконечности циклической  истории человечества. Джойс создал гибридный язык, мультиязыковые гибриды слов.

Главные действующие лица – семья (образ мужчины, женщины и их потомков)+в них ряд сущностей.

Хемфри (великан, гора, двуединое божество, мужчина), Анна ливяи Клюрабель (символ жизни, архетип матери, река), Шин и Шон (Каин и Авель, добро и зло, сыновья), дочь (облачко, ребенок). Идея бесконечности реализуется на сюжетном уровне, в структуре повествования). Сложность формы адекватна сложности замысла.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Домашние задания
Размер файла:
55 Kb
Скачали:
0