Понятие жанра как литературной формы, обладающей устойчивыми признаками. Создание журналистских текстов в форме информационных и аналитических жанров

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

                                       РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

                                                 дисциплины

                               «ОТДЖ: Жанры периодической печати»

                              специальность    021400 – журналистика

Заведующий кафедрой, профессор, к.ф.н.                          

Составитель – ст. преподаватель

Пояснительная записка

Программа курса «Жанры периодической печати» составлена в соответствии  требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Цель курса: ознакомить студентов с системой жанров журналистики. В процессе лекционной работы и в ходе семинарских занятий студенты должны:

-  усвоить понятие жанра как литературной формы, обладающей устойчивыми признаками;

-  уметь различать жанр и метод в журналистском творчестве;

-  овладеть навыками создания журналистских текстов в форме информационных и аналитических жанров.

Преподавание курса «Газетные жанры» связано с другими курсами государственного образовательного стандарта: основы журналистики — «Введение в журналистику», «Проблематика газетных выступлений», «Технология журналистского творчества», «Основы публицистики» и опирается на их содержание.

По завершению обучения по дисциплине студенты должны:

-  овладеть системой знаний по теории журналистских жанров;

-  знать основные приемы и методы в работе над информационными и аналитическими жанрами.

I. Содержание дисциплины

—  Предмет и задачи курса (

Рассматривается система жанров журналистики. Понятие жанра как литературной формы. Журналистская практика — особое формирование жанров. Запросы аудитории как стимул развития и коррекции жанров.

—  Журналистика новостей

Краткая новость (заметки). Новость-подробность. Углубленное новостное сообщение, его задачи и возможности. Зарисовочно-репортажные формы.

—   Интервью: метод и жанр

Особенности диалогических литературных форм. История становления жанра интервью. Газетные типы интервью. Объекты интервьюирования. Особенности подготовки интервью. Основные группы вопросов.

—  Оперативное комментирование (2 часа).

Особенности жанров, нацеленных на разъяснение, интерпретирование фактов событий. Проблемы публицистического анализа фактов.

Корреспонденция. Комментария. Рецензия-отклик.

—  Журналистское расследование (4 часа).

Журналистское расследование: метод и жанр. История возникновения жанра. Проблемы использования.

Функции расследования. Общественное значение жанра. Основные ошибки, связанные с проведением журналистом расследования.

—  Публицистическое исследование (2 часа).

Особенности жанров, нацеленных на доказательство изложения идеи автора, его позиции. Проблемы публицистической аргументации.

Статья. Демонстрация убежденности. Авторская концепция. Доказательное изложение идеи автора. Отличие и сходство научной статьи и статьи публицистической. Постановка проблемы.

Обозрение. История жанра. Место обозрения в современной прессе. Рассмотрение интерпретации фактов как элементов обширного целого в их связях и взаимосвязях. Исследование событий для выявления тенденции.

II. Самостоятельная работа студентов (

—  Обязательное знакомство с периодической печатью.

—  Знакомство с источниками и теоретическими разработками по жанровой проблематике.

Студенты, специализирующиеся по «периодической печати», должны привезти контрольную работу №1 в виде опубликованных под собственным именем двух заметок и контрольную работу №2 – опубликованное под собственным именем интервью.

III. Вопросы к экзамену

1.  Понятие жанра.

2.  Журналистская практика — основа формирования жанров.

3.  Журналистика новостей.

4.  Краткая новость.

5.  «Жесткий» и «мягкий» вариант новости.

6.  Что такое «лид»?

7.  Своеобразие стилистики.

8.  Что такое «перевернутая пирамида»?

9.  Новость-подробность.

10.  Зарисовочно-репортажные формы.

11.  Интервью: метод и жанр.

12.  Корреспонденция.

13.  Комментарий.

14.  Рецензия.

15.  Репортаж-расследование.

16.  Расследование-панорама.

17.  Статья.

18.  Обозрение.

IV. Рекомендуемая литература

Основная

1.  Газетные жанры. — М., 1971. (10 экз.)

2.  Горький М. Беглые заметки с Всероссийской выставки. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 23. — М., 1953. (2 экз.)

3.  Гудимов А. тайна чужой профессии. — М., 1967. (5 экз.)

4.  Кольцов М. Рождение первенца. Белая бумага. Мертвая петля. Три дня такси. Семь дней в классе. В загсе. Клара открывает рейхстаг. В норе у зверя. Избранные произведения в 3-х томах. — М., 1964. (10 экз.)

5.  Мар Н. Люди, которых я слышал. — М., 1973. (20 экз.)

6.  Песков В. Шаги по росе. 2-е изд. — М., 1964. (10 экз.)

7.  Рейснер Л. В Гамбурге. Фронт. Молоко. В кн.: Рейснер Л. Избранное. — М., 1965. (10 экз.)

8.  Репортаж эпохи. — М., 1968. (10 экз.)

9.  Сагал Г. Двадцать пять интервью. (Как работают журналисты), 2-е изд. — М., 1978. (20 экз.)

10.  Теория и практика советской периодической печати. — М., 1980. (5 экз.)

11.  Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. — М., 1998. (50 экз.)

12.  Шостак М. И. Журналист и его произведение. — М., 1998. (100 экз.)

13.   

Дополнительная

1.  Гуревич С. Репортаж в газете. — М., 1963. (10 экз.)

2.  Пельт В. Д. информация в газете. — М., 1980. (5 экз.)

V. методическое обеспечение дисциплины

1.  Программа лекционных курсов. — М., 1995.

2.  Методические пособия:

1). Шостак М. И. Журналист и его произведение. — М., 1998.

2). Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. — М., 1998.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
37 Kb
Скачали:
0