Хроническая почечная недостаточность: Методическая разработка для проведения практических занятий (для преподавателя)

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Красноярская государственная медицинская академия.

Утверждаю:

Зав. Кафедрой терапии №1:

проф. Шульман В.А.

Утверждаю:

Зав. Кафедрой терапии №2:

проф. Терещенко Ю.А.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ V -ГО КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

(ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ)

ТЕМА: «ХРОНИЧЕСКАЯ ПОЧЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ»

Составила:

доцент, к.м.н.

Верещагина Т.Д.

Красноярск 2001


  1. Тема занятия:

«Хроническая почечная недостаточность (ХПН)».

  1. Форма организации учебного процесса - практическое занятие.

  2. Значение темы.

Являясь исходом большинства почечных заболеваний, а также сахарного диабета и гипертонической болезни, хроническая почечная недостаточность поражает людей молодого трудоспособного возраста. Несмотря на совершенствование различных видов заместительной терапии (гемодиализ, перитонеальный диализ, пересадка почки) основной тенденцией  в нефрологии является продление додиализного периода. Только знание ранних проявлений ХПН, своевременная диагностика и профилактика осложнений ХПН, адекватная диетотерапия позволяют продлить жизнь пациентам с ХПН.

4. Цели обучения:

4.1. Общая цель: подготовить высококвалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в тактике ведения больных с ХПН.

4.2. Учебная цель:

По клиническим проявлениям и данным функционального обследования научить диагностировать ХПН, изучить методы консервативного лечения ХПН, изучить показания и противопоказания к проведению гемодиализа и пересадке почки.

4.3. Психолого-педагогическая цель: развитие ответственности будущего врача за своевременную диагностику и адекватную терапию ХПН.

5.   Место проведения занятия: проводится в учебной комнате, курация больных - в палатах ГКБ №20 и отделении реанимации хирургии, где проводятся сеансы гемодиализа. Контроль уровня знаний и подведение итогов занятий осуществляется в учебной комнате.

6.   Оснащение занятия: занятие оснащено:

А.        6 таблицами:

-структура ХПН в различных странах

-классификация ХПН по Тарееву Е.М

-классификация ХПН по Лопаткину-Кучинскому

-основные проявления ХПН (синдромно-нозологическая характеристика)

-принципы диетотерапии в консервативную стадию ХПН

-статистика ХПН по г. Красноярску и краю (структура, эпидемиология, выживаемость) 1999/2000г.

Б.        Наглядными пособиями

-УЗИ (2)

-ренограммы(4)

-скенирование(1)

-сцинтиграфия(4)

7.   Структура содержания темы:

Хронокарта (план) занятия:

№ п/п

Этапы занятия

Продолжительность (мин.)

Оснащенность

1

Организационный этап занятия

3

2

Формулировка темы и цели

4

3

Определение исходного уровня знаний, умений на занятиях

20

Тесты по теме (приложение №1)

4

Раскрытие учебно-целевых вопросов

5

5

Самостоятельная работа студентов (курация больных) проводится под контролем преподавателя. Оказывается консультативная помощь, выявляются типичные ошибки.

Клинический разбор больных

30

55

6

Заключение по занятию (итоговый контроль) письменно или устно с оценкой знаний

15

Решение ситуационных задач – приложение №2

7

Задание на дом

3

Приложение №1

Тестовый контроль к занятию:

1.         Наиболее частой причиной развития ХПН является:

А) реактивный артрит

Б) сердечная недостаточность

В) тиреотоксикоз

Г) гипертоническая болезнь

Д) гломерулонефрит

2.         Какие изменения в моче могут свидетельствовать о почечной недостаточности?

А) белка более З г/л

Б) белка менее 1 г/л

В) относительная плотность мочи менее 1015

Г) большое количество уратов

3.         Какой из названных показателей позволяет отличить острую почечную недостаточность от хронической?

А) величина протеинурии

Б) величина клубочковой фильтрации

В) удельный вес мочи

Г) степень цилиндрурии

Д) уровень креатинина крови

4.         Укажите методы функционального исследования почек.

А) проба Зимницкого

Б) определение клубочковой фильтрации

В) электрофорез белков

Г) определение мочевины, креатинина крови

5.         Все суждения относительно причины возникновения ХПН правильны, кроме:

А) наличие амилоидоза почек

Б) массивная мочегонная терапия у пожилых и старых людей

В) наличие хронического гломерулонефрита

Г) наличие хронического пиелонефрита

Д) наличие хронической обструкции мочевых путей

6.         На возможность связи амилоидоза почек и ХПН указывает:

А) сморщивание почек

Б) отсутствие артериальной гипертонии

В) нормальные или увеличенные размеры почек

Г) цилиндрурия более 100.000 в сутки

7.         Ранним симптомом ХПН является:

А) жажда

Б) полиурия

В) никтурия

Г) изогипостенурия

8.         Для синдрома ХПН характерны следующие признаки:

А) большая суточная потеря белка с мочой

Б) снижение количества эритроцитов и гемоглобина

В) повышение уровня креатинина крови

Г) макрогематурия

9.         Какие проявления ХПН могут быть устранены или улучшены в ре­зультате систематического лечения гемодиализом?

А) полинейропатия

Б) анемия

В) ренинзависимая гипертония

Г) гипергидратация

10.       Абсолютным показанием к гемодиализу при ХПН является:

А) перикардит

Б) кожный зуд

В) общая дистрофия

Г) нейроэнцефалопатия

11.       Какие препараты абсолютно противопоказаны при ХПН?

А) канамицин

Б) строфантин

В) ампициллин

Г) стрептомицин

Ответы на тесты

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

1

Д

5

Б

9

А, Г

2

В

6

Б, В, Г

10

А, Г

З

В

7

А, Б, В, Г

11

А, Г

4

А, Б, Г

8

Б, В

Методические указания для студентов по теме:

«ХРОНИЧЕСКАЯ ПОЧЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ»

1.Определение понятия: ХПН — это постепенное и прогрессирующее ухудшение клубочковых и канальцевых функций до такой степени, что почка не может больше поддерживать нормальный состав внутренней среды. Совокупность клинических и лабораторных симптомов, развивающихся при ХПН, называется уремией.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Нефрология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
103 Kb
Скачали:
0