Введение в языкознание. Язык как предмет языкознания. Наука о языке, ее предмет. Филология и лингвистика. Основные разделы языкознания, страница 2

Теории происхождения языка

  • Логосические
  • Психо-биологически обусловленные
  • Социально обусловленные

Логосические

  • Ведическая: Бог - установитель имен, создал имена подчиненных ему богов, а имена вещам давали люди с помощью Бога красноречия и поэзии
  • Мифическая: У древ. греков – создатель языка – Бог Гермес, покровитель торговли и средств сообщения
  • Библейская: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
  • Даосская: Дао = Путь.
  • Роль мудрецов, правителей, родоначальников.

Психо-биологически обусловленные

  • Эволюционно-мыслительная теория В.Гумбольдта: потребность конкретизации мысли; необходимость языка – в природе людей. Язык – деятельность чел. Духа (=> Логосич.)
  • Теория звукоподражаний природе
  • Теория междометий: чувственное восприятие мира => особенность выдыхания зависит от условий жизни
  • Теория рефлексий И.Гердера: ощущение – рефлексия - внутренний язык – внешний язык

Социально обусловленные

  • Теория жестов (В.Вундт): звук = эмоции, жест = воля
  • Теория общественного договора (18 в.)
  • Теория трудовых выкриков (Л.Нуаре, К.Бюхер)
  • Трудовая эволюция сознания и языка (Ф.Энгельс)

Смена представлений о развитии языка

  • 19 в. - натуралистический подход: язык развивается, как природа
  • В нач. 20 в. – материалистический: теория стадиальности Марра: развитие языка ~ законы развития экономических формаций (первобытные языки и т.д.)
  • К. 20 в. – антропоцентрический: в языке отражаются законы развития человека, познания им мира, его культура

Закономерности исторического развития языка

  1. Социальная обусловленность
  2. Внешние факторы
  3. Внутренние законы

Социальная обусловленность

  • Формы существования языка связаны с типами чел. общества:
  • племенные диалекты
  • племенные языки
  • языковая группа
  • (племенной союз)
  • территориальные диалекты
  • язык народности
  • национальный язык

ЯЗЫК народности - национальный

  • Имеет устную форму и не всегда письменную
  • Может иметь чужой язык в качестве литературного
  • Может представлять собой территориаль-ный диалект
  • Не имеет нормы

  • Всегда имеет устную и письменную формы
  • Основа для литературного языка
  • Включает диалекты, просторечие, жаргон
  • Функционирует во всех сферах деятельности
  • Нормирован

Соотношение языков и социумов

  • 1 язык – 1 социум/гос-во
  • 1 язык – неск. социумов/гос-в
  • неск. языков – 1 социум/гос-во
  • неск. языков – неск. социумов – 1 гос-во

  • Исландия
  • Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия
  • Россия
  • Индия

Внешние факторы развития языка

  • Экономические, политические, военные, культурные процессы:
  • Дифференциация / дивергенция общества  территориальное и социальное дробление  увеличение числа языков, диалектов
  • Интеграция / конвергенция  территориальное и социальное сближение носителей языков  взаимовлияние языков, их смешение, сокращение

Внешние факторы развития языка

  • Спонтанные
  • Война
  • Торговля
  • Миграция населения
  • Культурный обмен

  • Сознательные
  • Языковая политика государства
  • Нормализаторская деятельность
  • Создание письменности и алфавита

Языковая политика

  • - совокупность идеологических принципов и практических мероприятий по решению языковых проблем в социуме, государстве

Языковая политика

  • С какого ступени обучения надо вводить иностранные языки?
  • Надо ли вводить в программу школ определенный иностранный язык или дать студентам право выбора?
  • Какой язык утвердить в качестве государственного / официального?

Нормализаторская деятельность

  • установление норм орфографии и пунктуации
  • установление терминологии
  • закрепление соответствий национального алфавита с другими системами письма

Внутренние законы развития языка

1. Исторические изменения в структуре языка регулярные спорадические законы изменения 2. Антиномии (противоречия): усложнение упрощение > Компенсационные изменения 3. Аналоговые изменения

регулярные спорадические законы изменения

  • Закон первого передвижения согласных в германских языках
  • [p]>[f] пламя - flame
  • плавать - flow
  • [t]>[þ] три - three
  • ты - thou
  • [k]>[h] греч. kardia - heart
  • сердце – нем. Herz

  • Превращение формы др.-рус. глагола въдати в частицу ведь
  • Англ. God be with you! > Good-bye.

Компенсационные изменения Усложнение Упрощение

  • Увеличение количества согласных 
  • Появление мягких заднеязычных согласных в русском языке [к’], [г’], [х’] (киоск, маникюр, кюри, хроникёр)

  • Уменьшение количества гласных
  • Исчезновение носовых гласных

Компенсационные изменения Упрощение Усложнение

  • Потеря категории склонения существительных, отпадение окончаний в англ. яз.
  • Охотник убил медведя.
  • Охотника убил медведь.

  • Увеличение количества предложных сочетаний, усложнение синтаксиса
  • A bear killed a hunter.
  • A hunter killed a bear.

Аналоговые изменения

  • Англ. Learn – learnt / learned – learnt / learned
  • Рус. Я хочу – ты хочешь – он хочет – мы хо- ?

Аналоговые изменения

  • If a vegetarian eats vegetables, what does a humanitarian eat?
  • If a weightlifter lifts weights, what does a shoplifter lift?

СИНХРОНИИ-ДИАХРОНИЯ

  • от гр. synchronos – одновременный
  • состояние языка в определенный момент его развития
  • а) современный
  • б) отдельный период в истории языка

  • гр. dia – через; chronos – время
  • исторические изменения языка

Диахроническое изменение

  • До 13 в. в рус. яз. Не было согласных в конце слова: морозъ, садъ
  • 14 в. Падение редуцированных гласных: моро[з], са[д]
  • Оглушение: моро[с], са[т]

Синхроническое отношение

  • Мороз – морозы [с] : [з]
  • Сад – сады [т] : [д]

СТАТИКА-ДИНАМИКА

  • неподвижность, стабильность
  • относительна
  • не есть синхрония

  • движение,
  • развитие
  • абсолютна
  • есть в диахронии и в синхронии