Введение в языкознание. Язык как предмет языкознания. Наука о языке, ее предмет. Филология и лингвистика. Основные разделы языкознания

Страницы работы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Зоя Григорьевна Прошина

Язык как предмет языкознания

Лекция 1.

План

  • Наука о языке, ее предмет. Филология и лингвистика. Основные разделы языкознания. Связь языкознания с другими науками (философией, обществознанием, естествознанием, математикой)
  • Краткая история языкознания. Возникновение, основные направления и школы.
  • Образование и историческое развитие языков. Язык в статике и динамике, синхронии и диахронии.

ЛИТЕРАТУРА

  • Вендина Т.И. Введение в языкознание: Рек. УМО РФ в качестве учебного пособия. – М.: Высшая школа, 2002. – Введение. Глава 1,3, 4.
  • Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1975. - Гл. 5
  • Реформатский А.А. Введение в языковедение: Рек. МО РФ в качестве учебника – М.: Аспект-Пресс, 2001. - Гл. 1 §1, 5, 6; гл. 7
  • Введение в языкознание: Хрестоматия: / Сост. А.В.Блинов, И.И.Богатырева, В.П.Мурат, Г.И.Рапова. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – С.10-15, 23-25, 37-49 (Ф.де Соссюр); 55-59 (Бодуэн де Куртенэ), 280- (Мейе)

Наука о языке, ее предмет

Язык

  • Лингвистика
  • (= языковедение, языкознание)
  • лат. lingua «язык»
  • наука о сущности языка, его структуре и системе, функцио-нировании, законах развития

  • Филология
  • (= языковедение + литературоведение)
  • греч. philo «люблю» + logos «слово»
  • наука о тексте; духовной культуре человека, изучаемой через текст

Основные разделы лингвистики

  • общая – частная
  • теоретическая – прикладная
  • внутренняя - внешняя

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

  • Общее языкознание изучает общие свойства, признаки и качества человеческого языка вообще или целого ряда языков

  • Частное языкознание исследует отдельные языки или группы языков

Прикладная лингвистика

  • методика преподавания языков
  • лексикография
  • экспериментальная фонетика
  • автоматическая обработка текста
  • автоматическое распознавание и синтез речи
  • создание систем письма

ЛИНГВИСТИКА

  • Внешняя (экстра-)
  • социолингвистика
  • лингвокультурология
  • психолингвистика
  • лингвогеография
  • этнолингвистика

  • Внутренняя (интра-)
  • фонетика / фонология
  • грамматика = морфология + синтаксис
  • лексикология = семантика + фразеология + этимология
  • стилистика

ФОНЕТИКА - ФОНОЛОГИЯ

  • учение о звучащей речи (строение, классификация звуков, их производство и восприятие, слог, интонация, ритм)

  • учение о функциях звуков, интонации и др. элементов

ГРАММАТИКА

  • морфология
  • изучает словоизменение

  • синтаксис
  • изучает порядок слов, построение словосочетаний и предложений

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

  • МОРФОЛОГИЯ или ЛЕКСИКОЛОГИЯ?
  • словоизменение, словообразование
  • формообразование
  • стол-ик, столика
  • стол-ов-ый, столовая
  • за-стол-ье

ЛЕКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА

  • Семасиология
  • греч. semasia «значение,смысл» = logos «слово»
  • учение о значении слов
  • от слова к предмету

  • Ономасиология
  • греч. onoma «имя» + logos «слово»
  • учение о назывании (номинации)
  • от предмета к слову

Семасиология / Ономасиология

экстралингвистика - интралингвистика – интерлингвистика: лингвоконтактология, переводоведение

Краткая история языкознания

  • ок. 3000 лет назад –регистрация первых языковедческих идей

  • 5 в. до н.э. – грамматика Пáнини – первое научное описание древнеинд. лит. языка (санскрита)
  • 1 тыс-летие до н.э. – языкознание в Др.Греции, в Мессопотамии, Сирии , Египте: мифы (Вавилонская башня), религ. представления («Вначале было слово…»)

  • Первые прикладные работы по лингвистике возникли в древнем Китае:
  • 3-2 вв. до н.э. – первый толковый словарь;
  • в нач. н.э. – первый диалектный словарь

Европейская лингвистическая традиция

  • начало в Древней Греции
  • 4 в. до н.э. – грамматика греческого языка Платона
  • грамматика = «искусство письма»
  • частное языкознание
  • XIX в. - общее языкознание: В. фон Гумбольдт

Направления исследования языка

  • сравнительно-историческое (компаративистика) – XIX в. (Ф.Бопп, Я.Гримм, К.Раск, А.Х.Востоков)
  • типологическое - 1830-е гг. (Ф.и А.Шлегели, В.фон Гумбольдт, Ф.Бопп, Ф.Фортунатов)
  • ареальное – 1980-е (А.Пикте, Г.Шухардт, И.Шмидт, А.Мейе, М.Бартоли, Э.Макаев)
  • психологическое – 1850-е (Гумбольдт, Г.Штейнталь, А.Потебня)
  • структурное – 1920-60-е гг. (Ф. Де Соссюр, И.А.Бодуэн де Куртенэ, Ф.Фортунатов, Р.Якобсон)
  • описательное (дескриптивизм) – 1930-50-е гг. США (Л.Блумфилд)
  • антропоцентрическое, когнитивное – 1980-е (Р.Лангакер,Э.Рош, Е.Кубрякова)

Сравнительно-историческое языкознание (компаративистика)

  • Откуда произошли языки?
  • Как они родственны друг другу?
  • Как они развивались?

Типологическое языкознание

  • Что общего между языками, даже не родственными друг другу?
  • Чем отличаются языки друг от друга?
  • Какие типы языков можно выделить?

Ареальная лингвистика

  • Как территориально распространены языковые явления?
  • Как взаимодействуют контактирующие языки и диалекты?
  • Как соотносится язык и диалект?

Лингвистический психологизм

  • Как в языке отражается «дух народа»?
  • Как живая речь отражает сущность и происхождение языка?
  • Как мысль связана с языком?

Структурная лингвистика

  • Каковы структурные элементы языка и как они связаны?
  • Как из меньших единиц языка порождаются большие?
  • Как происходит изменение (трансформация) предложения?

Описательная (дескриптивная) лингвистика

  • Какие языковые единицы выделяются в тексте?
  • Каковы правила их расположения?
  • В каких позициях встречаются языковые элементы и каково их окружение (дистрибуция)?
  • Какую модель языка можно вывести?

Когнитивная лингвистика

  • Как язык отражает процесс познания мира?
  • Как язык представляет ментальные структуры (образы)?
  • Как язык обеспечивает общение, в том числе народов с разными культурами?

Образование и историческое развитие языков

Глоттогенез - процесс становления человеческого естественного звукового языка, отличного от других знаковых систем

ок. 100 тыс. лет назад (после неандертальцев)

Похожие материалы

Информация о работе