Противоэпилептичские средства. Противопаркинсонические средства. Психотропные средства (нейролептики): Учебно-методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСЛУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общей и клинической фармакологии

с курсом анестезиологии и реаниматологии

                                                                                                          Утверждено на заседании кафедры

                                                                                                             протокол № … от «…» …….... 2008

Зав. кафедрой, к.м.н. Е.И.Михайлова

ТЕМА: ПРОТИВОЭПИЛЕПТИЧСКИЕ СРЕДСТВА.

ПРОТИВОПАРКИНСОНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.

ПСИХОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА (НЕЙРОЛЕПТИКИ).

Учебно-методические рекомендации для студентов

лечебного факультета.

                                                                                                    Авторы:  ассистент Новогран Л.И.

ассистент Чернявская Т.О.

Гомель, 2008

Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены:

1.  Актуальность темы.

2.  Цель занятия (умение и знание).

3.  Базисные разделы.

4.  Рекомендуемая литература.

5.  Вопросы для самоподготовки.

6.  Графическая структура темы занятия.

7.  Самостоятельная работа студентов.

8.  Ситуационные задачи и тестовый контроль.

Актуальность темы

Терапия эпи-припадков, эпилепсии, болезни Паркинсона, паркинсонизма, а также нарушений психической деятельности является актуальной проблемой неврологии и психиатрии. Знания фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств данных групп позволит оценить возможности современной медицины в лечении этих заболеваний.

Цель занятия

Уметь оценивать возможности использования противоэпилептических, противопаркинсонических и психотропных средств, учитывая их фармакокинетику и фармакодинамику. Уметь выписывать в рецептах лекарственные средства этих групп.

Студент должен знать:

-  классификацию противосудорожных средств

-  возможные пути фарамакологической коррекции различных судорожных состояний

-  фармакологические свойства противоэпилептических, противопаркинсонических средстви средств для купирования симптоматических судорог.

-  роль основных медиаторных систем в формировании нарушений психической деятельности.

-  классификацию психофармакологических веществ угнетающего действия.

-  механизм действия и фармакологические свойства нейролептиков.

-  клиническое применение психотропных средств.

Студент должен уметь:

-  обосновать выбор препарата с учетом абсолютных и относительных противопоказаний;

-  выбрать и рассчитать дозу, пути введения с учетом патологии и характера заболевания.

-  выписать рецепты в соответствии с существующими правилами прописи.

Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия

Для понимания механизмов действия противоэпилептических, противопаркинсонических и психотропных препаратов необходимо повторить анатомию и физиологию ЦНС.

Рекомендуемая литература

Учебники по анатомии, нормальной и патологической физиологии для студентов медицинских ВУЗов.

Рекомендуемая литература по теме занятия

Основная литература

1.   Материалы лекций.

2.  Харкевич, Д.А.  Фармакология / Д.А. Харкевич. - М., 2004. - С. 208-216, 223-232.

3.   Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский. -  М., 2006. - С. 34-48,       49-72, 135-143.

Дополнительная литература

1.  Вдовиченко, В.П. Фармакология и фармакотерапия / В.П. Вдовиченко. -  Мн., 2006. -  С. 184-210.

Вопросы для самоподготовки

Вопросы по базисным знаниям

1.  Анатомия экстрапирамидной системы.

2.  Медиаторы ЦНС.

3.  Физиологические механизмы процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Вопросы по изучаемой теме

1.  Основные формы эпилепсии.

2.  Какие средства эффективны при генерализованных тоникоклонических приступах эпилепсии?

3.  Назовите антиэпилептические средства, эффективные при абсанс-эпилепсии.

4.  Каким основным требованиям должны соответствовать противоэпилептические средства?

5.  Показания к применению вальпроата натрия. Механизм действия.

6.  Принципы лекарственной коррекции экстрапирамидных расстройств.

7.  Механизм действия и побочные эффекты дофаминергических средств.

8.  Ингибиторы ДОПА-декарбоксилазы. Почему их применяют в комбинации с леводопой?

9.  Основной клинический эффект нейролептиков.

10.  Сущность и механизм антипсихотического действия нейролептиков.

11.  Назовите фармакологические эффекты нейролептиков, используемые в медицинской практике.

12.  Побочные эффекты нейролептиков, связанные с влиянием на ЦНС.

13.  Какое влияние оказывают нейролептики на вегетативную НС?

14.  Основные препараты, используемые для купирования острого психоза.

15.  Нейролептики класса фенотиазинов. Сравнительная характеристика, отличительные особенности групп.

16.  Нейролептики класса бутирофенона. Сравнительная характеристика.

17.  Атипичные нейролептики. Механизм действия.

Темы УИРС

1.  Характеристика новой лекарственной формы нейролептиков – пролонги, отличие от депо-препаратов.

2.  Фармакологические несовместимости для противосудорожных средств.

Дидактические средства для организации самостоятельной работы студентов

1.  Компьютерная база данных.

2.  Слайды: сравнительная эффективность противоэпилептических средств.

3.  Схемы: основная направленность действия противопаркинсонических средств;

                              действие леводопы и леводопы  в сочетании с карбидопой.

4.  Таблицы: некоторые эффекты, связанные с блокирующим действием антипсихотиче  ских средств на дофаминовые рецепторы головного мозга.

5.  Задачи, тестовый контроль.

6.  Банк заданий для самостоятельной работы студентов.

Учебный материал

Противосудорожные средства ( антиконвульсанты) делятся на 4 группы:

1.  Противоэпилептические

2.  Противопаркинсонические

3.  Для купирования симптоматических судорог

4.  Средства, для лечения спастичности

Противоэпилептичекие средства.

Эпилепсия – это заболевание ЦНС, сопровождающееся периодическими приступами, возникновение которых объясняется наличием в ЦНС очага, клетки которого способны спонтанно переходить в состояние возбуждения под влиянием импульсов, не вызывающих этого в обычных условиях.

Различают несколько форм эпилепсии:

1.  Генерализованные судороги (клонико-тонические)

-  большие судорожные припадки – характеризуются утратой сознания, судорогами, амнезией.

-  малые судорожные припадки – то же самое, но менее продолжительное ( судороги в отдельных группах мышц).

-  миоклонус припадки – подергивание отдельных групп мышц.

2.  Парциальные судороги:

психомотоные эквиваленты припадков – утрачивается сознание, человек делает то, что делал до приступа, амнезия.

3.  Эпилептический статус – судорожные припадки следуют друг за другом.

Классификация противоэпилептичеких средств с учетом их эффективности при каждой форме проявления болезни:

1. Средства эффективные при генерализованных приступах:

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Фармакология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
144 Kb
Скачали:
0