Планирование и финансирование здравоохранения в современных условиях: Учебно-методическое пособие, страница 6

Основной дополнительный источник финансирования здравоохранения Республики Беларусь — платные медицинские услуги. В 2006 году по системе Минздрава их объем по отношению к 2005 году составил 110,5%. Доходы от внебюджетной деятельности возросли на 44,5 млрд. руб.

В числе внебюджетных источников финансирования здравоохранения в Республике Беларусь рассматривается также добровольное медицинское страхование, которое начало развиваться в стране во второй половине 90-х годов. Его расценивают как один из важнейших элементов системы рыночных отношений в здравоохранении. Главным принципом регулирования процесса предоставления медицинских услуг в рамках добровольного медицинского страхования является экономическая выгода для всех его участников. То есть здесь присутствует заинтересованность как потребителя медицинских услуг в сохранении и поддержании собственного здоровья, так и страховой медицинской организации, для которой экономия средств страховщика возможна при условии применения в своей деятельности профилактических программ обследования и снижения уровня риска заболевания.

В мировой практике наряду с добровольным медицинским страхованием получило развитие, причем в значительно больших масштабах обязательное медицинское страхование. В Республике Беларусь этот вопрос пока не рассматривается. Для реального введения системы обязательного медицинского страхования необходима прежде всего разработка основ ее функционирования: правовой, экономической и организационной.

В настоящее время существенным источником поступления дополнительных средств в отечественное здравоохранение является гуманитарная помощь как отдельных государств, так и международных организаций, таких как Всемирная организация здравоохранения, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и других.

ОПЛАТА ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

В Республике Беларусь для оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе и медицинских работников, используется тарифная система оплаты труда. Важнейшим ее элементом является единая тарифная сетка (ЕТС), которая представляет собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Тарифный (квалификационный) разряд характеризует уровень квалификации работника. Он зависит от степени сложности и точности выполняемых работ, а также ответственности работника. Эти требования заложены в профессиональных квалификационных характеристиках (требованиях), предусмотренных в тарифно-квалификационных справочниках. Тарифные коэффициенты показывают, во сколько раз тарифные ставки второго и последующих разрядов сетки выше ставки первого разряда. Врачи по тарификации распределены в 13―17 разрядах, средний медицинский персонал — в 9―13 разрядах ЕТС.

Месячные тарифные ставки определяются путем умножения тарифного коэффициента, определенного в зависимости от специальности и квалификации и тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой Советом Министров РБ (с 1.11.2006―65000 рублей согласно Постановлению Совета Министров РБ №1484 от 8.11.2006).

В соответствии с Постановлением Министерства труда РБ от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета» с изменениями и дополнениями к нему к тарифным окладам медицинских работников устанавливаются следующие основные повышения и надбавки:

1. За специфику труда. Повышение вводится к тарифным окладам врачей, рассчитанным а соответствии с ЕТС, в размерах от 10 до 40% в зависимости от врачебной специальности.

В целях совершенствования материального стимулирования врачей с 01.12.2005 установлены повышения тарифных окладов в размерах от 130 до 250% (в зависимости от квалификации и выполняемого медицинского вмешательства) врачам, имеющим высшую и первую квалификационные категории, осуществляющим  высокотехнологичные и сложные  операции, а также интенсивную терапию больных.

2. Повышение за стаж работы. Устанавливается в зависимости от стажа  работы по специальности (в процентах от тарифного оклада):

― от 0 до 5 лет ― 10%, от 5 до 10 лет ― 15%, от 10 до 15 лет ― 20%, от 15 и выше ― 30%.

3. Надбавка за квалификационную категорию. Устанавливается специалистам, имеющим квалификационные категории (в процентах от оклада): за высшую квалификационную категорию ― 30, за первую ― 20,за вторую ― 15.

4. Доплата за работу в ночное врем.За каждый час работы в ночное время (с 22 до 6 часов) производится доплата в размере 40% часовой тарифной ставки (оклада) работника. На работах в чрезвычайных ситуациях ― 55% часовой тарифной ставки (оклада), а работникам, осуществляющим экстренную и неотложную медицинскую помощь ― в размере 70% часовой тарифной ставки (оклада) работника.

5. Повышение оклада за работу во вредных и опасных для здоровья условиях труда  медицинским работникам производится согласно Перечню учреждений и должностей, работа в которых дает право на повышение окладов.

Руководители организаций в пределах фонда заработной платы имеют право:

― повышать тарифные оклады (ставки) руководителей, специалистов и служащих в размерах до 7 процентов;

― устанавливать доплаты за совмещение должностей или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размерах до тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника в зависимости от объема выполняемых работ;

― предусматривать средства на оказание материальной помощи в размере 5% планового фонда заработной платы штатных работников;

― устанавливать надбавки за высокие профессиональные, творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда в размере до 50% оклада (ставки), направляя на эти цели 10% планового фонда заработной платы работников организации. Конкретные размеры надбавок определяются в зависимости от личного вклада работника в повышение эффективности выполняемых работ. Указанные надбавки не относятся к обязательным выплатам. Они являются материальным поощрением за достижение определенных количественных и качественных показателей;

― производить премирование работников, направляя на эти цели 20% планового фонда заработной платы и экономию средств, предусмотренных на оплату труда. Все вопросы, связанные с премированием работников, регулируются в соответствии с положением о премировании, являющимся приложением к коллективному договору между нанимателем и работниками. В положении предусматриваются показатели, условия и размеры премирования, его периодичность, упущения в работе, при наличии которых премия работникам не выплачивается либо уменьшается ее размер, а также возможности и условия для повышения размера премии отдельным работникам с учетом результатов их труда. Как правило, размер премий устанавливается в процентах к окладу работника.