Планирование и финансирование здравоохранения в современных условиях: Учебно-методическое пособие, страница 3

Расчет потребности во врачебных кадрах ведется следующим образом (5):

Число врачей для стационара = Число коек в стационаре__

 Число коек на одного врача

БЮДЖЕТ И ЕГО ВИДЫ

Бюджет — это составляемая ежегодно сбалансированная роспись (смета) доходов и расходов. Государственный бюджет — фонд денежных средств для финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры, обороны и других учреждений бюджетной сферы.

Бюджет имеет доходную и расходную части. Бюджет — основной финансовый план, предусматривающий доходы и расходы государства на предстоящий год. Доходы показывают источники поступления денежных средств, а расходы — направление этих средств на общегосударственные нужды.

Бюджет должен планироваться с превышением доходной части над расходной. Поступления в бюджет нашей страны осуществляются за счет налогов и прибылей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, внешней и внутренней торговли государственных структур), за счет налогов от населения и негосударственных организаций:

— индивидуальной трудовой деятельности;

— работы малых и арендных предприятий;

— лизинговых компаний;

— акционерных обществ;

— обществ с ограниченной ответственностью;

— совместных предприятий и т.д.

В повышении производительности труда важную роль должно сыграть здравоохранение как существенный экономический потенциал. В то же время уровень развития сферы материального производства определяет величину ресурсов, выделяемых на государственную систему здравоохранения. Таким образом, повышение уровня здоровья населения и экономическое развитие страны — взаимосвязанные процессы.

Бюджетная система организована в соответствии с государственным устройством. Согласно Конституции каждый орган государственной власти устанавливает свой бюджет, обеспечивающий выполнение возложенных на него задач. Госбюджет составляется на 1 год — с 1.01 по 31.12. Этот период называется бюджетным. В состав Государственного бюджета входят: республиканский бюджет и местные бюджеты.

Республиканский бюджет находится в ведении Совета Министров и обеспечивает расходы по финансированию важнейших отраслей народного хозяйства и социально-культурных мероприятий, имеющих общереспубликанское значение, а также расходы по организации обороны страны, государственной безопасности и развитию национальной культуры.

Местные бюджеты находятся в ведении местных Советов депутатов, составляют финансовую базу и призваны удовлетворять потребности хозяйственного и культурного строительства на местах. В соответствии со структурой органов государственной власти в регионах местные бюджеты подразделяются на следующие:

― областные;

― городские;

― районные;

― бюджеты рабочих поселков;

― бюджеты сельских Советов.

Бюджетная процедура в своем развитии обязательно проходит четыре этапа: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение. Этапы составления бюджета следующие:

1.  Анализ отчетных данных за истекший финансовый год.

2.  Оценка ожидаемого исполнения текущего года.

3.  Составление проекта бюджета на планируемый финансовый год.

Такой порядок полностью распространяется на каждое бюджетное учреждение.

СОВРЕМЕННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.

СИСТЕМА МИНИМАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Экономические методы управления все шире внедряются в систему здравоохранения.

В 2003 году осуществлен переход от планирования финансовых средств по сетевым показателям к планированию, основанному на нормативах бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя, с разработкой и реализацией территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Это означает, что средства на здравоохранение выделяются исходя не из количества занятых в отрасли работников и других промежуточных показателей, а из количества населения, которое может нуждаться в медицинской помощи.

В деятельности учреждений здравоохранения прочно вошло в практику сочетание бюджетного финансирования с выполнением работ по договорам с предприятиями и организациями на хозрасчетной основе и оказанием платных услуг населению.

Создаются условия для развития самостоятельности и инициативы трудовых коллективов учреждений здравоохранения в решении основных вопросов производственной деятельности и социального развития.

С учетом этого разработана Концепция развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003―2007 годы, определяющая новую медико-экономическую модель; постановлением Совета Министров РБ от 31.08.06 № 1116 утверждена Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006―2010 годы.

Для эффективного и рационального использования финансовых ресурсов здравоохранения и в целях реализации конституционных прав граждан Беларуси на получение медицинской помощи за счет средств государственного бюджета Советом Министров утверждены следующие минимальные социальные стандарты по обслуживанию населения республики:

1. Норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на 1 жителя на 2007 год (с учетом средств на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС):

― в среднем по республике — 432612 рублей;

― по Гомельской области — 351652 рубля.

Величина норматива бюджетной обеспеченности определяется ежегодно при формировании бюджета на планируемый год Минфином совместно с Минздравом для областей и в среднем по республике. Она должна обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат учреждений здравоохранения, в том числе на оказание медицинской помощи, формирование средств на оплату труда работников и создание необходимой материально-технической базы.

2. Норматив обеспеченности врачами общей практики, участковыми врачами (терапевтами и педиатрами суммарно) — 1 врач на 1300 жителей.

3. Норматив обеспеченности  койками — 9 коек на 1000 жителей с учетом всех уровней (районного, областного и республиканского).

4. Норматив обеспеченности аптеками — 1 аптека на 8000 жителей.

5. Норматив обеспеченности врачебными, фельдшерскими и специализированными бригадами скорой медицинской помощи (суммарно) — 1 бригада скорой медицинской помощи на 12000 жителей.