Стратегическое планирование в национальной экономике. Отличие СП в национальной экономике от планирования на уровне предприятия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема 2. Стратегическое планирование в национальной экономике.

Особенности; отличие от планирования на уровне предприятия. Принципы организации на уровне региона и страны; условия реализации стратегических решений. Субъекты и объекты СП; особенности СП в России.

СП  – это деят-ть определенных органов на макро- и микроуровне по разработке различных вариантов развития.

Особенности СП:

1)  Устремленность в средне- и долгосрочные перспективы;

2)  Ориентация на решение основных проблем;

3)  Увязка целей с ресурсами;

4)  Учет воздействия факторов внешней среды;

5)  Адаптивный характер.

Основные процедуры СП:

1)  стратегическое прогнозирование;

2)  стратегическое программирование;

3)  стратегическое проектирование.

Отличие СП в национальной экономике от планирования на уровне предприятия состоит  том, что СП на уровне предприятия применяется для:

-  увеличения размеров организации;

-  усложнения форм деятельности, подвижности внешней среды;

-  нового стиля управления персоналом;

-  использования риск-менеджмента.

СП в нац. эк-ке является составной частью гос. регулирования эк-ки. Оно позволяет:

-  получить представление о состоянии эк-ки и уровне решения соц.-эк. проблем (динамический принцип);

-  построить на будущее тенденции развития (статистические, управленческие методы, методы (не)линейного программирования); 

-  наметить стратегические цели;

-  соотнести цели и ресурсы;

-  объединить федеральные и региональные программы для решения проблем;

-  обеспечить комплекс мер и инструментов для достижения стратегических целей;

-  получить представление о конъюнктуре на внутреннем и на внешнем рынке.

Организация СП на макроуровне:

1.  Госдума;

2.  Совет Федераций;

3.  Правительство РФ;

4.  Министерства;

5.  Государственные комитеты;

6.  Государственные службы.

Организация СП на микроуровне:

1. Высшее рук-во:

1) определение основной фазы и последовательности планирования;

2) разработка стратегии фирмы и определение общих целей развития;

2. Рук-во среднего и низшего звена:

1)  разработка оперативных планов;

2)  анализ внешней, внутренней среды;

3)  составление прогнозов;

4)  определение альтернативных стратегий;

3. Специалисты служебного планирования.

Принципы СП.

1.  Принцип единства эк-ки и политики.

2.  Принцип единства централизма и самостоятельности.

3.  Принцип обоснованности и эффективности управленческих решений.

4.  Сочетание общих и частных интересов.

5.  Принцип единства и комплексности прогнозов, программ и планов.

6.  Принцип контроля.

 Условия реализации стратегических решений.

1. Организационная структура - это целостная система, специально разработанная т.о., чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели. $ 3 главных этапа в построении " организации: определение характера выполняемой работы; распределение работы м/д отдельными позициями менеджмента; классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления. Для эффективной работы организации важно четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия, а также их взаимоотношение.

2. Организационная культура означает упорядоченную совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. М.б. явной и неявной (зафиксированных в форме документа, или отраженных в сознании человека). Как практика - набор традиций и мировоззрений людей, групп или обществ. Организационная культура  может рассматриваться как процесс и как явление. Как процесс - деятельность по формированию и использованию правил и норм. А как явление - набор правил, инструкций, норм, принципов и т.д., зафиксированных письменно или устно.

Объекты СП:

1)  деятельность хозяйственных субъектов различных форм собственности;

2)  структурные элементы эк-ки (отрасли, территории, регионы, промышленный комплекс);

3)  эк-ка страны в целом;

4)  м\н эк. отношения. 

Субъект СП в значительной мере определяется спецификой его объекта и носит в общем случае многоуровневый характер. Например, применительно к городу, ядром субъекта СП его развития выступают органы муниципального управления. Вместе с тем, в его состав входит государственная компонента в лице органов регионального, а в ряде случаев федерального управления, представители др. субъектов управления и хозяйствования, имеющие стратегические интересы в развитии города.

Особенности СП в России. 

Первая особенность определяется тем, что СП регионального развития должно идти в русле общегосударственной стратегии развития и по «правилам игры», к-ые установлены на федеральном уровне в 2004 г. Что там было в 2004 г. установлено?

Стратегия развития нашего гос-тва определена Концепцией перехода

Похожие материалы

Информация о работе