Развитие монологической речи в процессе рассказывания по картинам. Развитие восприятия рисунка

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Тема: Развитие монологической речи в процессе рассказывания по картинам.

План.

  1. Психологическая основа составления  рассказов детьми по картине.
  2. Виды картин для пересказа.
  3. Приемы обучения рассказыванию по картине.
  4. беседа по картине.
  5. Виды рассказов детей по картине.

Литература.

Гербова В.В. Составление описательных рассказов //Д/В. – 1981. - №9.

Зрожевская А.А. Обучение монологам описаниям. //Д\В. – 1986. _№12.

Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. – М.,1982.

Ушакова О.С., Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин //Д/В. – 1987. - №12.

1.

В основе расскзывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественной жизни и природных явлениях, воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить молчаливых детей. Рассказывание по восприятию имеет большое значение и на сенсорное развитие. Только на основе ощущений и восприятии развиваются сложные психические процессы: мышление, воображение. Психологами доказано, что при назывании в слух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются и запоминаются боле прочно. Ребенок, называя определенные свойства предмета, ярче их выделяет, т.е. упражняет свои ощущения и восприятия.

Методика обучения рассказыванию по картине разработано детально и опирается на работы Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой. Все они подчеркивали большое значение картин для развития речи.

Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С.Л. Рубинштейна., Е.А. Флериной, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной. В исследованиях отмечается, уже в 2 года ребенок с удовольствием рассматривает картин и называет их вслед за взрослыми.

Е.А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение – цвет, форму, построение). Она выделяет в детском восприятии следующие тенденции: - тяготение ребенка к яркому, красочному рисунку;

-  желание видеть на картинке все существенные признаки предмета.

-  Затруднение при восприятии светотеневого рисунка;

-  Затруднения детей 3-5 лет при восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета;

-  Положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).

Развитие восприятия рисунка происходит по трем направлениям:

1.  изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности;

2.  развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено;

3.  совершенствуется интерпретация рисунка, т.е. понимание его содержания.

А.А. Люблинская считает, что восприятию картины  ребенка надо учить,  постепенно подводить его к пониманию того, что на ней изображено. Это требуется узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделения позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделения деталей (освещение, фон, выражение лиц людей).

С.Л. Рубинштейн считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок. Характер ответов зависит от характера вопросов, определяющих умственную задачу. По одной и той же картине на вопрос «Что нарисовано?» дети перечисляют предметы и объекты; на вопрос «Что делают на этой картин?»  - называют совершаемые действия. На предложение рассказать про то, что нарисовано, дают связное высказывание. Следовательно, если педагог злоупотребляет вопросом «Что это?», требующим перечисления предметов, то он невольно задерживает ребенка на самой низшей стадии восприятия.

Е.И. Тихеева считает, что рассматривание картин преследует тройную цель:

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Развитие речи
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
39 Kb
Скачали:
0