Подходы Ф. Л. Сохина к изучению семантики детской речи. О самостоятельном значении речевого развития

Страницы работы

Фрагмент текста работы

.

Е.М.Струнина ПОДХ0ДЫ Ф.Л.СОХИНА К ИЗУЧЕНИЮ СЕМАНТИКИ ДЕТСКЮЙ РЕЧИ

Б усвоении дошкольниками родного языка Ф.А.Сохин считал важным вести работу над словом в логике языка, а не только в логике предметных связей (хотя их нельзя разорвать). Основным направлением должно быть обеспечение речевого, языкового развития детей,  создание условий для эффективного•владения родным языком как средством общения. В процессе речевого общения дети сталкиваются с различными по значению словами, с синонимами, антонимами; понимание и использование их в речи подчинены конкретным условиям коммуникации, и соответствующие слова выступают для детей как отдельные, мало связанные друг с другом в их речевом мышлении семантические единицы языка.

В исследовании, проведенном под руководством Ф.А.Сохина, была показана необходимость выделения в методике словарной работы в детском саду специального раздела,  который включает систематическое, связанное с решением основных задач развития речи ознакомление детей с многозначными словами, семантическими отноищ^ми^ежду яими» развитие семантической точности использования в речи синонимов, антонимов, разных значений многозначного слова.

Таким образом, по мнению Ф.А.Сохина, в методике развития речи следует повысить удельный вес работы над словом как структурной единицей языка, определяющим свойством которой яьляется семантическое содержание, значение.. Известно, что у детей дошкольного возраста ориентировка на смысловое содержание очень развита. Дети достаточно хорошо разграничивают смысловые и несмысловые единицы (исследование Г.П.Беляковой, выполненное под руководством Ф.А.Сохина).

Наше исследование, посвященное вопросам работы над смысловой стороной слова со старшими дошкольниками, опиралось на следующие теоретические положения Ф.А.Сохина:

-  о самостоятельном значении речевого развития, которое не может рассматриваться только как сторона ознакомления с окружающим;

-  о роли осознания языковых явлений в овладении родным языко м.

Ф.А.Сохин (1970) писал: "В дошкольном детстве практическое владение родным языком достигает высокого уровня. Вместе с тем вполне правомерно и необходимо предусматривать специальную работу по развитию речи. Должен быть поставлен вопрос не только о речевом развитии ребенка, но и его "лингвистическом развитии, понимая под ним осознание явлений языка и речи". Такой подход обеспечивает раскрытие достаточно сложных явлений языковой действительности, а именно семантических связей и отношений в области лексики. Конечно, работа над словарем не может осуществляться целиком "в строго семасиологическом аспекте", однако исключить этот аспект невозможно.

По мнению Ф.А.Сохина (1971), "сознательное, произвольное оперирование с языком, его элементами и их закономерными связями не является чисто теоретическим отношением к языковым явлениям, самостоятельной, изолированной способностью, но играет важную роль в практическом речевом развитии - в развитии и совершенствовании коммуникативных форм и функций, служит в конечном итоге повышению уровня общей речевой культуры". На вопрос: "Что в языковой действительности должно быть предметом осознания?" автор отвечает: "Очевидно, в этой действительности необходиш выделить такие свойства (или такое свойство), осознание которых обеспечит не только ближайший, непосредственный практический эффект, но и заложит фундамент развития широкой ориентировки в языковых явлениях. При этом необходиш иметь в виду, что эти общие свойства должны быть доступны для вычленения детям (конечно,  в определенных условиях и с помощью специальных средств)"*

|н психологической литературе имеются ра;чюречивыр данные о своеоСрпРии осопиавания детьми дошкольного возраста словесного материала (А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, Ф.И.Фрадкина, С.Н.Карпова и др.). Большинство авторов считает, что слово до начала усвоения грамоты, до обучения в школе не является для ребенка объектом осознания, для него оно выступает как неотъемлемое свойство предмета. Другие авторы подчеркивают возможность осознания слова дошкольниками. Одним из вопросов, относящихся к проблеме осознания слова, в частности его смысловой стороны, является вопрос об отношении между словом и обозначаемым им предметом,  , а^о/и Так, Ф.И.Фрадкина отмечает, что осознание слова не невозможно, а просто перед детьми не ставится такая задача. Ф.И.Фрадкина пришла к выводу, что для того, чтобы сформировать у ребенка различение слова и предмета, "отделение'' слова от предмета,, необходика специальная организация ориентировки ребенка в особенностях слова, в самой языковой действительности. Под "специальной организацией" автор имеет в виду задания,  которые направлены на различение слова и обозначаемого им предмета, на формирование умения сопоставлять сходные слова, обозначающие различные предметы, и сходные предметы, обозначаемые различными словами, то есть по-разному действовать с предметами и со словами. Ф.И.Фрадкина считает, что при этих условиях и дошкольник начнет отделять слово от обозначаемого им предмета. Однако у Ф.И.Фрадкиной "отделение слова от предмета" выступает, по существу

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Развитие речи
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
57 Kb
Скачали:
0