Анамнез. Расспрос больных с заболеваниями органов дыхания: Учебно-методическое пособие для студентов, страница 4

2. Неприятные ощущения ъ горле проявляются сухостью, иарапаньем, першени ем, изменением характера н тембра голоса. Это признаки поражения глотки или гортани.

- 9 -

i

3. Одышка ( диспноэ ) - это ощущение больным нехватки воздуха, сопровож­дающееся юксчшшем частот, глубины, ритма дыхания. Одышка может быть

^ патологической и физиологической, объективной и субъективной, ^кстера-торной и инспиреторной, смешанной.

Быстро развиващаясп одшка очень сильной степени выраженности, при кото­рой больной буквально задыхается, близок к асфиксии, называется УДУШЬЕМ. Причины удушья - сужение голосовой щели вследствии ее спазма или отека

1 гортани, спазм мускулатуры бронхов ( бронхиальная астме 5, отек легких

>- пневмоторакс, эмболия ветвей легочной артерии),

ч/     Формы ододвги -г

1. Легочная - связана с нарушением функции дыхательного аппарата.

2. Сердечная - связана с нарушением кровообращения, особенно в малом круг®.

3. Гематогенная - связана о изменениями химизма крови, ацидозом, анемией.

4. Неврогенная - обусловлена функциональным ( невроз ) или органическим поражением ЦНС.

При заболаканиях органов дыхания одышке возникает при:

1. сужении просБОФв аврхних дихетдльных цугей и бронхов;

2. поражении легочной ткани;

3. едаадевшши легких;

4. затруднении ряспрямении и спадения легких;

5. нарушение» подвижности грудной клетки ( патология костей « мыши ).

4, Клшепь ( ///.5S/S  ) - произвольный или непроизвольный внезапный резкий форсированный звучный выдох, начинающийся при суженной голосовой щели. Кашель яаллется сложным рефлекторным актом.

По характеру пароль бывает сухим ( без выделения мокроты )и влажным ( с выделением мокроты ). При наличии мокроты следует уточнить, каковы её характер, количество, имеет ли она залах, как отделяется ( легко или с трудом ), время максимального отделения. Кашель мояат бить периодическим •^ ( пояашливани^, приступообразный*(в виде коротких впнзодов ) и постоян­ным. По громкости и тембру различают громкий " лающий ", тихий, осторож­ны?, щадящий, сильный, беззвучный кашель.

5. Кровохарканье iOWftoe) - симптом, при котором имеет место выделе­ние крови с мокротой. При возникновении кровохарканья необходимо выяснить причину его, количество выделяемой крови и характер ( идет ) крови.

6. Боли ( dolor) - при наличии болей уточняют их локализация, харак­тер, интенсивность, продолжительность,, иррадацию, связь с актои дыхания, кашлем, движением туловища ).

Боли в грудной клетке могут быть обусловлены?

J). поражением плевры;

2)--. поражением структурных компонентов грудной клетки - кожи, ребер, поз во

ночника, нервов, мышц;

- 10 -

31 патология сердца, прикарда, аорты;

4} патологией брпшной полости - иррадапия болей в области грудной клотки.

8. УЧЕБНО - ИССЩОВАТКИЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Написание реферата на тему " Роль Г.А.Захарвина в разработке методики субъективного исследования больного н.

, -

ЛИТЕРАТУРА :

^ I. ВД^а^^енко,_А.Л,_Гребенвв,^.С. Голочевская и

Пропедевтика внутренних болезней^Под.ред. О.Х. Василенко, А.Л. ГребенввагМ., Медицина, 1989. - с. 20 - 26.

2. В.К. Милькашонови"

Методи еское обследование, симптомы и симптомекомплексы в клинике внутренних болезней. - Минск: Мастацкая л!таратура,

1995 - с. б  II

v3. О.Г. довгандо . - -

Руководство к практическим занятиям по пропедевтике внутренних болезней,- Минск: Вышэйшая школа, 1936 - с. 5 - 20.

4. B.C. Шкляр

Диагностика шутршших болезной - Киев, 1972 - с. 7 - 18.

5. А.А. Шалагуров

Пропедевтика внутренних болеаней. - М. : Медицина, 1975 •* с. б - II

,

6. Схеме учебной истории болезни в клинике пропедевтики внутренних болезней . г. Гомель, 1994 г.

7. Лекционный материал.

МИНИСТЕРСТВО    ЗДРАВООХРАНЕНИЯ   РЕСПУБЛИКИ   БЕЛАРУСЬ ГОМЕЛЬСКИЙ    ГОСУДАРСТВЕгШл    МЩ1ЩНСШЫ    ИНСТИТУТ

КАФВДРА ЛРОГЩЕКГИШ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

УТВЕРЖДЕНО НА ЗАСЕДАНИИ КАФВДРЫ ПРОТОКОЛ № II ОТ 26.06.96 Г.

ТЕМА 2. ОБЩИ*! ОСМОТР, ОСМОТР ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ТЕЛА. ОСМОТР И ПАЛЬПАЩН ГРУДНОЙ КЛЕТКИ.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

АШ)Р: АССИСТЕНТ КИРИЧЕНКО А.И,

Г. ГОМЕЛЬ,  1996 Г.

I.

1. ВВЕДЕНИЕ

Осмотр больного ( inspedio) - это первый основной объективны? физический метод клинического исследования, основан­ный на зрительном восприятии врача. Общий осмотр как диагности­ческий метод сохранил свое значение для врача любой специальности, несмотря на постоянно увеличивающееся количество лабораторных и инструментальных методов исследования. С помощью осмотра можно не только составить общее представление о состоянии организма больно­го в целом, но и поставить правильны?* диагноз с первого взгляда ( гипертиреоз, акромегалия, др. ). Одновременно с осмотром врач использует метод пальпации. Пальпация - клинически? метод непос­редственного физического исследования с помощью осязания, темпера­турного ощущения ощупывающими пальцами, а также чувства объёмнос­ти. Для диагностики заболеваний внутренних органов, костно-мышеч-ной, лимфатической систем и кожи пальпация применяется очень широ­ко. Патологические изменения, выявленные при осмотре пациента, а также пальпаторно, оказывают существенную помощь врачу в постанов­ке правильного диагноза и проведении дальнейшего лечения.

2. ЦЕЛЬ - Изучить методику и технику проведения общего осмотра больного, антропометрических измерений, правила и разновиднос­ти пальпации, усвоить технику термометрии тела.

Научиться методике и технике проведения осмотра и пальпации грудной клетки.

3. ЗАДАЧИ                                                           \ Студент должен знать:

1) методику и технику проведения общего осмотра больного и осмот­ра отдельных чаете? тела;

2) методику проведения антропометрических измерений тела человека ( рост, вес, окружность грудной клетки, вычисление показателей физического развития );

3) технику пальпации кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфатичес­ких узлов, мышц, костей, суставов;

4) методику и технику пальпации грудной клетки, определения её резистентности, голосового дрожания и дыхательной экскурсии грудной клетки.

Студент должен уметь:

1) проводить термометрию тела и регистрировать полученные данные в температурном листе;

2) проводить статический и динамический осмотр грудной клетки;

3) определять частоту, глубину, тип и ритм дыхания.