Состав и взаимодействие предприятий индустрии информации, страница 2

Рис. 7.4. Основные этапы (виды) деятельности фирм в области информационных систем

Состав и взаимодействие фирм (организаций, предприятий) при создании, коммерческом распространении и эксплуатации ПИ представлен на рис. 7.5.

Рис. 7.5. Состав и взаимодействие фирм при деятельности в области программных средств

Проектирование ПИ выполняется в научно-исследовательских (НИИ) и проектных организациях.

Процесс проектирования преду­сматривает следующие стадии работ:

предпроектная стадия, включающая в себя работы по технико-экономическому обоснованию целесообразности создания ПИ и раз­работку технического задания на проектирование ПИ;

стадия эскизного проектирования, на которой принимаются предварительные решения по основным вопросам создаваемого ПИ (стадия выполняется только для особо сложных проектов);

стадия технического проектирования, на которой принимают­ся все основные решения по разрабатываемой программе (кроме соб­ственно создания текста программы);

стадия рабочего проектирования, на которой создается и отла­живается программа и разрабатывается эксплуатационная докумен­тация для специалистов по эксплуатации и по сопровождению про­граммы.

Две последние стадии могут быть объединены в одну стадию технорабочего проектирования (обычно для несложных ПИ).

Созданное ПИ после соответствующих испытаний передается для внедрения. В зависимости от организации товародвижения внедре­ние ПИ может осуществляться по разным организационным схемам:

• структурным подразделением самой фирмы-разработчика;

• специализированной организацией, выполняющей тиражиро­вание и сопровождение ПИ у пользователей;

• специализированной фирмой по продаже ПИ во взаимодейст­вии со специалистами по сопровождению ПИ и т. д.

Введенное в действие ПИ эксплуатируется затем фирмой-заказ­чиком (потребителем ПИ) в интересах конечных пользователей (на­пример, пользователей служб электронной почты) или: применяется непосредственно конечными пользователями для решения своих за­дач (например, для выполнения бухгалтерских расчетов). Следует заметить, что хотя эксплуатация ПИ осуществляется на том или ином СВТ, функция эксплуатации СВТ и эксплуатации ПИ может выпол­няться разными субъектами. Часто ПИ проектируется к качестве элемента программного обеспечения создаваемой информационной системы.

Приведенная схема реализуется в полном объеме не всегда, по­скольку функции проектирования, тиражирования, сопровождения и

эксплуатации ПИ могут быть объединены в разных сочетаниях в рамках меньшей номенклатуры фирм.

В зависимости от характера созданного ПИ различным образом может реализоваться его продажа:

-  непосредственно от фирмы-проектировщика, обычно при созда­нии ПИ по договору с конкретным заказчиком (цена в этом случае носит договорный характер);

-  через дистрибьютерные фирмы, специализирующиеся на прода­же программных продуктов (цена в этом случае соответствует опто­вой договорной);

-  через розничную торговую сеть по розничным ценам и т. д.

Состав и взаимодействие участников создания и внедрения ИС представлены на рис. 7.6.

Рис. 7.6. Состав и взаимодействие фирм при деятельности в области создания ИС

Проектирование ИС выполняется, как и в случае с ПИ, силами НИИ или проектных организаций.

Предусмотрены следующие ста­дии проектирования ИС:

разработка концепции ИС, предусматривающая предваритель­ную проработку и сопоставление альтернативных вариантов созда­ния системы;

разработка технического задания на проектирование ИС в соот­ветствии с выбранным на предыдущем этапе вариантом;

эскизное проектирование для предварительной проработки ос­новных технических решений в случае проектирования особо слож­ной ИС (редко выполняемая стадия работ);

техническое проектирование, предусматривающее принятие ос­новных решений по техническому, программному, информационно­му и другим видам обеспечения системы;

рабочее проектирование, в результате которого выполняется комплект рабочей документации на систему в целом и на ее подсис­темы, включая обеспечивающие подсистемы (техническая, про­граммная, информационная и др.).

При проектировании ИС довольно часто практикуется привлече­ние контрагентов по разработке ПО или технических средств для системы, поскольку основная фирма-разработчик не всегда распола­гает всеми нужными специалистами, оборудованием и опытом работ. Часть ПО для системы, как правило, может быть приобретена в гото­вом виде на рынке программных продуктов.

Внедрение ИС на объекте обычно осуществляется по очередям путем постепенного наращивания и развития ее подсистем. Важными моментами работ по внедрению ИС являются монтаж и наладка обо­рудования (вычислительных систем, локальных вычислительных се­тей, систем передачи данных, офисного и специального оборудова­ния, если это предусмотрено проектом, и т. д.) на площадке пользо­вателя (заказчика), а также комплексная отладка программного обес­печения и формирование первоначальной информационной базы сис­темы. Для выполнения такого рода работ часто привлекаются спе­циализированные фирмы (организации).

В отличие от ПИ, создаваемые ИС практически всегда выполня­ются по договору с конкретным заказчиком и не поступают на рынок в готовом виде для свободной продажи. В то же время, широко раз­вита практика создания типовых проектных решений по ИС с после­дующим их тиражированием для различных объектов одного класса. В качестве примера может быть названо тиражирование комплекс­ной системы для органов управления малым городом на основе на­бора типовых проектных решений по отдельным системам и подсис­темам. При этом обязательной составляющей работ по внедрению является привязка, т. е. та или иная доработка типового проекта к ус­ловиям конкретного объекта внедрения.

Эксплуатация созданной ИС обычно ведется силами специали­стов организации-пользователя (заказчика). В зависимости от харак­тера ИС эксплуатирующая систему фирма (организация, предпри­ятие) одновременно может являться конечным пользователем (на­пример, в случае внедрения системы управления предприятием) или сама оказывать услуги конечным пользователям с использованием возможностей ИС (например, при внедрении компьютерной системы в центре занятости населения).

Проблемы организации технического обслуживания и ремонта СВТиС, составляющих техническую базу у ИС, а также сопровожде­ния ПО системы могут решаться различным образом. Для выполне­ния этих работ в процессе эксплуатации ИС чаще всего привлекают­ся внешние специализированные фирмы, но при этом простейшие виды ремонта и обслуживания СВТиС и сопровождения ПО выпол­няются силами специалистов, осуществляющих эксплуатацию сис­темы на самом объекте внедрения.

Как и в случае предыдущих видов деятельности в информацион­ном секторе, для ИС возможны и иные варианты распределения

ролей между участниками, прежде всего за счет объединения ряда функций в одной фирме.

В деятельности фирм рассмотренных групп 1 и 2 могут участво­вать и другие субъекты информационного рынка:

• фирмы, реализующие лизинг оборудования (лизингодатели);