Состав и взаимодействие предприятий индустрии информации, страница 3

• фирмы, выполняющие страхование оборудования;

• консалтинговые фирмы по вопросам информатизации;

• финансовые структуры, предоставляющие кредиты;

• транспортные фирмы (доставка оборудования);

- фирмы, выполняющие те или иные элементы маркетинга (ры­ночные исследования, проведение рекламных компаний, экспертиза качества продукции и т. п.) и другие фирмы и организации.

Группа 3. Фирмы, связанные с оказанием услуг в информаци­онной сфере.

В информационном секторе экономики существует довольно много видов услуг как по их содержанию, так и по форме реализа­ции. С точки зрения рассматриваемых в данном разделе вопросов со­става и взаимодействия фирм, участвующих в определенном блоке деятельности, для удобства изложения могут быть выделены сле­дующие подгруппы:

а) Группа услуг (и соответствующих фирм), связанных с обеспе­чивающей стороной информационной деятельности, т. е. с обеспече­нием условий функционирования самого сектора экономики. Это прежде всего:

Ø  фирмы, выполняющие услуги по разработке «на заказ» ПИ и ИС, т. е. фирмы-проектировщики ПИ и ИС в некоторой части своей деятельности;

Ø  фирмы, выполняющие монтаж, наладку, техническое обслу­живание и ремонт СВТиС (это могут быть как специализированные фирмы, так и фирмы-проектировщики и изготовители СВТиС или их филиалы);

Ø  фирмы, выполняющие услуги по сопровождению ПИ у поль­зователей (в таком качестве могут выступать как специализирую­щиеся на этом виде услуг фирмы, так и фирмы-проектировщики ПО);

Ø  фирмы, предоставляющие специальные виды услуг при выбо­ре, приобретении и использовании СВТиС, ПИ, ИС у потребителей: лизинг СВТ и др. оборудования; предоставление оборудования в аренду (как на площадке пользователя, так и в режиме предоставле­ния машинного времени); консалтинговые услуги при решении про­блем информатизации; страхование оборудования; обеспечение ин­формации от несанкционированного доступа; проектирование и из­готовление нестандартных видов оборудования для ИС; маркетинго­вые услуги и т. д.

Состав и характер взаимодействия таких фирм мы уже рассмот­рели в рамках деятельности групп 1 и 2, поскольку услуги данной группы в основном «встроены» в деятельность, связанную с создани­ем, внедрением и эксплуатацией СВТиС, ПИ и ИС.

б) Группа услуг (и соответствующих фирм) по удовлетворению потребностей конечных пользователей индустрии информации. К этой группе услуг могут быть отнесены:

Ø  услуги по обработке информации на ВЦ разного уровня в ин­тересах пользователей (абонентов таких ВЦ), являющиеся наиболее ранней и до некоторого времени практически единственной формой информационного (информационно-вычислительного) обслуживания потребителей в индустрии информации;

Ø  услуги по формированию баз данных и услуги по доступу пользователей к базам данных на коммерческой основе, в том числе предоставление информации на технических носителях, по каналам связи, в форме печатных документов и т. д.;

Ø  услуги по обмену электронной информацией - услуги элек­тронной почты (реальный набор услуг в такого рода системах на са­мом деле шире - телеконференции, доски объявлений, бесплатно распространяемое ПО и др.);

Ø  другие виды информационных услуг, включая системы массо­вой информации типа телетекста, библиотечных услуг, переводов и т. п. (подробнее классификация услуг была рассмотрена в главе 3).

В соответствии с большим разнообразием услуг довольно разно­образны и организационные схемы их предоставления. Рассмотрим некоторые из них (рис. 7.7-7.9).

Рис. 7.7. Состав и взаимодействие фирм при предоставлении услуг по обработке информации пользователей на ВЦ

На рис. 7.7 представлена структура взаимодействия фирм (орга­низаций, предприятий) при предоставлении услуг по обработке дан­ных на ВЦ. Этот вид услуг, как было отмечено ранее, является пер­вым по времени создания видом «компьютеризированных» услуг ин­дустрии информации. В процентном отношении (к объему реализа­ции всех разновидностей услуг) объем реализации этого вида услуг снижается, чего нельзя в принципе сказать об абсолютном объеме таких услуг - он остается достаточно большим.

Основным исполнителем вышеназванных услуг является ВЦ со­ответствующего класса - ИВЦ, КВЦ, ВЦКП. Услуги по обработке могут предоставляться абонентам ВЦ либо в традиционной форме печатных документов (как входных от абонента, так и выходных, т. е. результатов обработки), либо в режиме теледоступа при разных вариантах его реализации.

Участниками деятельности в данной части информационного рынка в общем случае являются также фирмы, поставляющие СВТиС, различные виды ПО, а также оказывающие услуги по мон­тажу, наладке, ремонту и обслуживанию технических средств и услу­ги по сопровождению ПО. При этом, как и в ранее рассмотренных случаях, возможны разные варианты распределения функций между фирмами. В частности, поставка СВТиС и ПО может выполняться как фирмами-проектировщиками и изготовителями соответствую­щих продуктов, так и посредническими фирмами, специализирую­щимися на реализации на рынке этих видов продукции, а иногда и на связанных с ними услугах (обслуживание и ремонт, предоставление в аренду, сопровождение, транспортные услуги и др.).

На рис. 7.8 представлена укрупненная структура взаимодейст­вия фирм (организаций, предприятий) при предоставлении услуг электронной почты (ЭП).

Рис 7.8. Состав и взаимодействие фирм при предоставлении услуг электронной почты (ЭП)

Состав участников в этом виде оказания услуг в целом аналоги­чен предыдущей схеме, но вместо ВЦ, реализующего обработку пользовательской информации, основным исполнителем является фирма, организующая функционирование электронной почты. Эта фирма помимо услуг фирм-контрагентов по предоставлению и об­служиванию СВТиС и ПО должна пользоваться услугами систем (служб) электросвязи, абонируя у них соответствующие каналы связи (выделенные и коммутируемые телефонные, телеграфные, радиоре­лейные, радиоканалы, в том числе каналы спутниковой связи и др.).

Следует отметить, что обычно на одной территории одновременно функционирует несколько служб электронной почты, взаимодейст­вующих друг с другом через соответствующие «шлюзы» для обеспе­чения возможности обмена информацией между абонентами разных сетей.

На рис. 7.9 представлена обобщенная схема организации услуг для пользователей на основе создания и эксплуатации автоматизиро­ванных банков данных (АБД).

Рис. 7.9. Состав и взаимодействие фирм при предоставлении услуг на основе автоматизированных банков данных

На практике, как правило, осуществляется разделение (специали­зация) фирм, связанных с этой группой услуг: генерацией АБД и предоставлением услуг на основе АБД занимаются разные фирмы -участники рынка информационных услуг. И те и другие пользуются в своей работе услугами фирм по поставке и обслуживанию СВТиС и ПО. Услуги, связанные с АБД, в настоящее время обычно предостав­ляются в режиме теледоступа (в том числе с использованием услуг служб электронной почты), однако возможно получение требуемых данных конечным пользователем и в традиционной форме печатного документа.