Религия как социокультурный феномен. Религия в современном обществе. Ранние формы верований и культа

Страницы работы

50 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Актуальность изучения данной дисциплины прослеживается в значимости объективного научного анализа студентами, живущими в сложный трансформационный период развития общества, вопросов, связанных с причинами появления веры в священное, способов ее существования и форм распространения.

Цель преподавания дисциплины – формирование навыков самостоятельного методологического анализа религиоведческих проблем и расширение духовно-культурного кругозора студентов.

Задача изучения курса – систематизировать имеющиеся знания по религиоведению с учетом культурного и социально-политического развития общества, углубить представление студентов в области теории и истории религии.

Данное учебно-практическое пособие включает в себя 2 раздела: 1. Теория религии, 2. История религии. В конце каждого раздела даются тренировочные задания для проверки умения обобщать пройденный материал. Для систематизации накопленных знаний предлагаются тесты, состоящие из 10 вопросов с вариантами ответов, правильным из которых является только один. Заканчивается УПП вопросами для повторения, целью которых служит помощь в закреплении пройденного курса. Контрольные итоговые вопросы предназначены для проведения зачета по "Религиоведению".


1. ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ.

1.1. Предмет религиоведения.

История человечества не знала абсолютно безрелигиозной стадии существования. Религия всегда была связана с общественной психологией, с уровнем развития духовной и экономической культуры. Поэтому она представляет собой сложное, многоуровневое явление. Изучение религиозного феномена осуществляется целым рядом дисциплин, совокупность которых и образует специфическую область знания – религиоведение.

Исторически первыми формами религиоведческого знания являются теология – учение о Боге в католической и протестантской традиции и богословие как наука прославления Бога в православной традиции, поскольку она отвергает способность познать Бога и считает возможным только его прославление. Теология и богословие появились из стремления разъяснить основные положения религии, перевести содержащиеся в священных книгах, постановлениях соборов образы и догматические формулы на язык понятий, сделать их доступными массе верующих. Богословско-теологический подход – это подход к религии как бы изнутри, с позиций самой религии. Понять религию, считают теологи, может только религиозный человек. Нерелигиозному человеку она просто недоступна. Конечная цель теологии

- защита и оправдание религиозного вероучения, доказательство непреходящей значимости религии для общества и человека.

Философия и наука в противовес теологии стремятся выйти за пределы религиозного опыта, подвергают религии критическому исследованию с позиций разума, логико-теоретических и эмпирическо-научных критериев истинности. Критическая рефлексия необходима для того, чтобы проверить насколько прочны такие человеческие установления как коллективные верования, нравственные устои жизни и отбросить те из них, которые обнаружили свою неадекватность времени, а те, которые выдержали проверку поставить на более прочный фундамент знания.

В философии религии выделяются основные тенденции: 1) стремление вскрыть и описать сущность религии в контексте общей философской картины мира; 2) предоставить философское обоснование той или иной религиозной позиции; 3) стремление к логическому анализу религиозного языка. Эти тенденции взаимосвязаны.

Поскольку религиоведение является комплексной дисциплиной, в ней используются общефилософские, общенаучные и частнонаучные методы, на основе использования которых формируются пограничные отрасли знания. К ним следует отнести социологию религии и психологию религии. М.Вебер одним из первых сформулировал специфику социологического подхода к религии. По его мнению, социолога интересует не сущность религии, а условия ее существования. Религия интересна как особый тип мотивации социального поведения людей. Именно на основе религиозных установок все происходящие в жизни человека события квалифицируются им как смысложизненные или бессмысленные. Религиозное истолкование мира является средством ориентации в нем. Религия рисует определенную картину мира и в то же время задает систему ценностей и норм, в соответствии с которыми одни действия запрещаются, а другие разрешаются. Тем самым она создает моральные нормы поведения человека. Особое внимание М.Вебер уделял выявлению влияния религиозного фактора на отношение

Похожие материалы

Информация о работе