Объект, предмет и основные категории педагогики. Теоретическая функция педагогики

Страницы работы

Фрагмент текста работы

6. 2. Объект, предмет и основные категории педагогики.

Если педагогика хочет человека воспитывать во всех отношениях, она должна прежде всего узнать его во всех отношениях.

Объект, предмет и основные функции педагогики. Компоненты педагогической науки. Характеристика основных педагогических категорий. Взаимосвязь категорий "воспитание", "образование", "обучение".

Во взглядах ученых на педагогику, как науку существуют три концепции.

Представители первой считают, что педагогика -- междисциплинарная область человеческого знания. Но этот подход отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку. другие -- отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функции которой состоят в использовании практических знаний, заимствованных из других наук (психология, естествознание, социология и др.).

Наиболее продуктивной для науки и практики, на наш взгляд, является третья концепция, согласно которой педагогика -- это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования.

Заслуга формального выделения педагогики из общей системы научных знаний принадлежит английскому философу Фрэнсису Бэкону, который в трактате "О достоинстве и увеличению наук" (1626г.), осуществляя классификацию наук, упомянул и педагогику. Позже о педагогике как самостоятельной науке говорится в трудах выдающегося чешского педагога Я. А. Коменского. С начала XVII века педагогика приобрела статус самостоятельной науки.

В содержании педагогики  как гуманитарной науки можно выделить три основных компонента. Один из них детерминирован установками преимущественно ведущего класса, сословия, правящей партии. Он является динамичным и относительно быстро подвергается изменению. Это идеологический компонент.

Второй компонент в педагогике отражает национальные интересы, традиции, особенности конкретных народов и стран. Благодаря национальному компоненту обеспечивается своеобразие в развитии образования, сети учебных заведений в разных странах, их различие, основанное на менталитете конкретного народа. Национальный компонент в педагогике менее динамичен, но и он периодически подвергается трансформации, что связано с теми или иными историческими и ценностными изменениями национального порядка.

Третий компонент педагогики наиболее фундаментален, отвечает общечеловеческим ценностям разных народов, стран, эпох, имеет непреходящее значение. Самые прогрессивные и значимые для человека и человеческого общества ценности идут из глубины веков и актуализируются в настоящее время. Но, несмотря на то, что научно-технический прогресс и развитие человечества вносят свои коррективы, общечеловеческий компонент прослеживается в педагогических теориях и воспитательных практиках всего мира. На нем мы и акцентировали внимание в разделе 6.1.

Необходимо помнить, что сегодня термин "педагогика" употребляется

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
113 Kb
Скачали:
0