Использование лингафонного оборудования в начальной школе. Обучение детей работе в диалоговом режиме, страница 3

Ученики всех классов в лингафонном кабинете выполняют упражнения, направленные на формирование правильного произношения слов и интонации английских предложений. Детям предлагается отрабатывать слова и выражения уже изученных в классе тем. В лингафонном кабинете учащиеся повторяют их, контролируя себя, что приучает к самостоятельной работе. Задания построены по следующей схеме: слово или выражение по-русски, пауза для самостоятельного перевода, правильный перевод для самоконтроля. Такие упражнения обычно выполняются в начале урока как разминка космонавтов.

Известно, что ребятам полезно слушать самих себя, поэтому перед какимлибо праздником мы посылаем звуковые открытки друзьям — инопланетянам. Предварительно ученикам предлагается самостоятельно поработать над произношением слов в известных им стихотворениях. Можно снова разделить детей на две группы для повторения разных стихотворений. Учащиеся сначала слушают диктора, потом произносят сами, а затем повторяют стихотворение вместе с диктором. После этого я начинаио записывать детей по очереди на один магнитофон, а остальные ребята продолжают работать с другим магнитофоном. Затем класс слушает записанные стихотворения и определяет лучших исполнителей.

Ученики II—IV классов, умеющие читать и писать, выполняют задания по грамматике. Так, они повторяют спряжение глаголов; неправильные глаголы; употребление вспомогательных глаголов, неопределенных местоимений и их производных; образование простого настоящего, будущего и прошедшего времени, а также настоящего продолженного времени и т. д.

Приведу пример занятия на отработку правила применения двух форм вспомогательного глагола to do: do и does в Present Inde6nite Теме. Учащиеся предварительно делятся на три группы: хорошо подготовленные ученики, воспринимающие предложения на слух, дети, которым необходим опорный текст на английском языке, и менее подготовленные ребята (им нужен перевод текста на русский язык). Первая и вторая группы получают информацию с одного магнитофона, третья со второго. Учащимся первой группы выдаются чистые листы, ученикам второй и третьей групп — листы с пронумерованными предложениями в утвердительной форме. (Всего l5 предложений.) Перед каждым предложением предусмотрено место, где школьник запишет необходимую форму вспомогательного глагола, нужную ему при постановке вопроса к этому предложению. Задание делится на две части.

В первой части задания дети, воспринимая на слух предложение в утвердительной форме, должны написать форму вспомогательного глагола: do или does. Так, например, звучит: ”The 6rst sentence is: Mike likes to read books”. Перед этим предложением ребята второй и третьей групп должны написать does. Ученикам первой группы предлагается указать номер предложения и форму глагола: l , does. Предложения прочитываются достаточно быстро, причем темп к концу убыстряется. Детям третьей группы предлагается меньше предложений с переводом, и темп звучания более медленный.

Во второй части задания учащиеся возвращаются к первому предложению. В наушниках звучит вопрос на русском языке: «Майк любит читать книги?».

Потом пауза для самостоятельного перевода этого вопроса с тем вспомогательным глаголом, который ученики уже написали. Затем звучит правильный перевод вопроса: ”Does Mike like to read books?” Если ребенок неверно определил форму вспомогательного глагола, он должен зачеркнуть ее и сверху написать правильную. По количеству исправленных слов я оцениваю затем знание ребятами этого правила.

Аналогичные уроки могут быть проведены с целью повторения всего названного выше грамматического материала. Так, для заучивания форм глагола to be дети в первой части задания должны выбрать правильную форму глагола для перевода предложений типа: «Он ученик. Мы находимся в классе. Я из России». Затем ребята переводят эти предложения и слушают, повторяя с диктором, правильный перевод.

Перед каждым занятием капитан корабля (учитель) ставит задачу перед космонавтами, например: «Наш корабль попал в полосу метеоритов. Каждый приближающийся метеорит — это произносимое предложение. Правильный выбор соответствующего глагола к нему поможет нам избежать столкновения с метеоритом, неправильный выбор мы получим вмятину на обшивке». Еще примеры. Нужно угадать пароль, чтобы попасть на планету. Правильные ответы — разрешение на посадку. Подобные задания позволяют остаться в рамках нашей игры, сохраняя этим особое отношение ребят к занятиям в лингафонном кабинете, а также повышают их интерес к выполняемому упражнению.