Использование лингафонного оборудования в начальной школе. Обучение детей работе в диалоговом режиме, страница 2

Задания могут быть самыми различными. Так, малыши I и II классов разгадывают загадки инопланетян об их планетах. По звучащему в наушниках тексту ученики должны раскрасить в правильные цвета рисунки, написать количество проживающих на планете зверюшек, обвести на рисунках ВеЩИ и продукты, которые нужно доставить на планету, и т. д. Занятия в лингафонном кабинете позволяют дифференцировать работу с детьми. Учащихся можно разделить на две или три группы и давать им задания разной степени сложности (две степени сложности для двух групп и три — для трех групп). Листочки с заданиями одной степени сложности помечаются кружочками одного цвета в левом углу, например зеленого. Это цвет планеты, с которой будет поступать сигнал.

Приведу пример такого занятия. Перед посадкой на космический корабль КюКДыЙ космонавт получает лист бумаги, на котором изображены шесть животных, четыре вида овощей и фруктов, а также набор фломастеров. Так, например, на листках с зелеными кружочками изображены хорошо знакомые животные, овощи и фрукты; с желтыми

44

кружочками — более редкие, а с красными — наиболее экзотические. дети занимают свои места. Менее подготовленные садятся на передние парты так, чтобы учитель мог следить за их работой. После взлета (в наушниках звучит шум двигателей ракеты) космонавтам дается задание: обозначить цифрой количество проживающих на планете животных, раскрасить растущие там овощи и фрукты и соединить их линиями с теми животными, которые употребляют в пищу эти овощи и фрукты. (Маленьким детям это задание с подробным описанием выполнения его на доске я объясняю еще в классе на предыдущем уроке.) С двух магнитофонов в наушники ребят первых двух групп начинает поступать такая информация: ”There аге brown hares оп this yellow planet”. При этом учащиеся должны взять коричневый фломастер и раскрасить зайчика. Далее по-английски звучит количество этих зайчиков, и ученик пишет цифру рядом с рисунком. После описания обитателей планеты ребята аналогичным образом раскрашивают овощи, фрукты и соединяют их линиями с животными, которые употребляют в пищу эти овощи и фрукты. При этом звучит такая фраза: ”Monkeys like to eat green apples”. Следует отметить, что задания для двух групп записываются по-разному. Так, для хорошо успевающих детей каждая фраза произносится с временн{м промежутком для рисования только два раза. для средне успевающих учеников текст прочитывается медленнее, и каждая фраза звучит по три раза. Далее диктор задает вопросы по рисунку, например: ” Do tigers live оп this yellow planet?, What colour аге parrots?, How тапу hares аге there оп this yellow planet?, What do elephants like to eat?” После паузы, во время которой учащийся должен самостоятельно ответить на этот вопрос, звучит правильный ответ для самоконтроля. И здесь задания для двух групп отличаются скоростью речи диктора и количеством вопросов. С менее подготовленными детьми я сама провожу аналогичное занятие. Произношу текст по-английски, затем слежу за работой учеников и при необходимости помогаю каждому из них. При этом я сама определяю объем выполняемого задания и время на его выполнение. Такое занятие с менее подготовленными учениками очень эффективно, однако имеет свой недостаток. Учитель полностью занят с третьей группой и не имеет возможности следить за качеством выполнения задания остальными ребятами особенно на этапе ответов на вопросы. Поэтому, если основное внимание на уроке уделено последней части задания, то лучше образовать не три, а две группы детей, получающих информацию с магнитофонов, а учителю только следить за ответами учеников. В описанном уроке осуществлялась проверка знаний ребят по темам: «цвета», «Счет», «Животные», «Овощи, фрукты». Аналогичным образом дети повторяют темы: «Мебель», «Продукты», «Погода», «Профессии», «У доктора», «Посуда», «Мое тело» и т. д. Важно, чтобы цель урока увлекла детей. Например, если правильно нарисовать чудовище по звучащему с магнитофона описанию, то оно исчезнет (тема «Мое тело»); если сумеешь поговорить с инопланетянином (тема «Знакомство»), то он станет твоим другом; корабль удачно приземлится, если правильно определить погодные условия или вылечить заболевших инопланетян, и т. д. При этом сама игра позволяет придумывать и нелепые задания, например, описать, какая одежда растет на чудо-деревьях (как у К. ЧуКОВСКОГО), это очень нравится ребятам и повышает интерес К урокам.