Особенности обучения иностранного языка на начальном, среднем, старшем этапах 1 – 3(4) классы, страница 2

При обучении аудированию большое внимание уделяется развитию догадки по контексту и формированию умений понимать общее содержание текстов в обход имеющихся трудностей.  Формируются навыки письменной речи (описание картинки, письмо зарубежному другу и т.д.)

Особой задачей этого этапа является сохранение в памяти и активизация ранее изученных слов и грамматических явлений. Это требует от учащихся овладения действиями по систематизации и обобщению языкового материала.

Наряду с правилами-инструкциями  используются правила-обобщения.

На этом этапе языковой материал более четко дифференцируется в зависимости от характера усвоения – продуктивного или рецептивного. Значительно увеличивается удельный вес рецептивных действий с опорой на грамматические и лексические признаки.

На этом же этапе при обучении лексике и грамматике должны быть заложены некоторые навыки пользования справочной литературой.

Данный этап представляет более широкие возможности для реализации воспитательного потенциала учебного предмета, что позволяет ставить следующие задачи: воспитание чувств патриотизма и интернационализма, приобщение к традициям своего народа и народов страны изучаемого языка; дальнейшее воспитание трудолюбия, уважения к людям труда; формирование ценностных отношений учащихся, их профессиональной ориентации.

На этом этапе расширяются межпредметные связи иностранного языка. Связи  с русским, родным языком и литературой (ретроспективные и параллельные) выражаются в переносе умений работы над связной речью: составлять план, систематизировать материал, сжато излагать содержание текста, строить собственное высказывание типа повествования, описания, рассуждения.

Связь с географией и историей выражается в использовании знаний по этим предметам на уроках иностранного языка, а на уроках географии и истории – знаний о достопримечательностях станы изучаемого языка и ее истории, полученных при чтении иноязычных текстов (параллельные и перспективные связи).

К концу среднего этапа учащиеся должны овладеть следующими навыками:

·  узнавать в тексте изученные лексические единицы и понимать их значение;

·  выделать в тексте неизученные лексические единицы, которые можно самостоятельно понять, и определять их значение на основе общности со словами в родном, русском и изучаемом языках, на основе знания словообразовательных элементов или с опорой на контекст;

·  выделять в тексте незнакомые лексические единицы, недоступные для самостоятельного понимания, и определять их значение, пользуясь двуязычным словарем;

·  быстро и безошибочно находить слово в словаре, соотносить данное в словаре слово с контекстом и выбирать подходящее значение;

·  извлекать из памяти лексические единицы активного минимума, необходимые для высказывания по заданной теме или на основе предложенной ситуации;

·  правильно сочетать слова между собой;

·  распознавать в письменной и устной речи изученные грамматические  явления и понимать их значение;

·  употреблять знакомые грамматические явления в соответствии с нормами изучаемого языка и решаемой коммуникативной задачей;

·  варьировать лексическое наполнение типовых фраз;

·  использовать общеучебные умения, обеспечивающие оперирование языковыми единицами в устной речи, аудировании (сравнение, анализ, синтез, дифференциация, выбор).

Старший этап

(III ступень)

Особенностью данного этапа является дальнейшее развитие умений в чтении и совершенствование умений в устной речи в связи с прочитанным и прослушанным.

Повышается роль самостоятельной работы во всех видах речевой деятельности и развитие творческих возможностей учащихся.

В обучении чтению характерной чертой является расширение связи этого умения с другими сферами деятельности (учебной, трудовой, общественной), применение форм работы над текстом, типичных для использования иностранного языка в практической деятельности: сокращение текста с целью вычленения основной мысли, реферирование, аннотирование.

В области устной речи учащиеся должны вести беседу, сочетающую диалогические и монологические форы речи преимущественно на основе и в связи с содержанием читаемых текстов в пределах изученного на предыдущих этапах материала.

Работа над лексикой связана, главным образом, с дальнейшим расширением словарного запаса. Изучение грамматических  , употребительных в письменной речи, направлено на овладение умением узнавать и понимать из в текстах. Развивается умение создания письменных документов (личные и деловые письма, заметки в стенгазету, заполнение анкет).

На основе содержания текстов появляется возможность более целенаправленно уделять внимание проблеме охраны природы, участию в производительном труде, развивать эстетические вкусы учащихся. Указанные задачи решаются с привлечением межпредметных связей в русле всех организационных форм учебно-воспитательного процесса: урока, домашней и внеклассной работы.