Особенности обучения иностранного языка на начальном, среднем, старшем этапах 1 – 3(4) классы

Страницы работы

Содержание работы

Особенности обучения иностранного языка

на начальном, среднем, старшем этапах

1 – 3(4) классы

На начальном этапе закладываются основы формирования большинства умений и навыков, обеспечивающих речевую деятельность. Здесь должны быть в основном сформированы произносительные навыки, навыки техники чтения и письма, которые в последующие годы будут совершенствоваться в процессе формирования речевых умений. Поэтому данный этап является одним из наиболее ответственных в курсе обучения языку.

Ведущим направлением в овладевании языковым материалом является формирование продуктивных навыков, поскольку весь материал предназначается для использования в устной речи. Вместе с тем эти же языковые единицы должны пониматься при чтении и аудировании, т.е. усваивается рецептивно. При овладении лексическим и грамматическим материалом ведущей учебной задачей этого этапа является овладение умением воспроизводить этот материал на основе образца. Наряду с воспроизводящей должны формироваться  и другие виды учебной деятельности, в частности преобразующая, т.е. действия по лексическому и грамматическому варьированию, подстановке, комбинированию. При работе над языковым материалом учитель использует также правила-инструкции и схемы предложений, необходимые для сознательного овладения языком.

К концу данного этапа учащиеся должны овладеть умением самостоятельно узнавать и понимать лексический и грамматический материал в тексте.

Возрастание требований к овладению лексикой и грамматикой от класса к классу проявляется в расширении объема усваиваемых языковых средств и умении их варьировать и комбинировать.

На данном этапе складывается первое представление об учебном предмете и трудностях его освоения, формируются умения преодолевать эти трудности, т.е. умения учиться. Учащиеся осмысливают новые лингвистические понятия, осознают возможности выражать одну и ту же мысль разными средствами по сравнению с родным языком.

При этом следует развивать познавательную активность за счет внимания к средствам выражения того или иного содержания, побуждать к целенаправленным наблюдениям за языковыми явлениями, а также к выражению своего отношения к предмету речи, использую оценочную лексику.

Тематика устной речи и чтения для данного этапа позволяет уже с самого  начала обучения иностранному языку ставить наряду с практическими воспитательные и образовательные задачи, например, формировать морально-этические нормы поведения: уважение к старшим, товарищам, готовность прийти на помощь, любовь к труду; воздействовать на эмоциональную сферу учащихся, использую песни, стихи, игры, средства наглядности.

Уже на данном этапе результаты учебной деятельности  могут и должны найти выход во внеклассную работу, которая благодаря своему содержанию способствует воспитанию учащихся, формированию, патриотизма и интернационализма.

Как на уроках, так и во внеурочной работе устанавливаются межпредметные связи: с русским языком (ретроспективные, параллельные связи) – опора на изученные  лексические и грамматические понятия, на представления о тексте , на умение определять тему, выделять основную мысль, составлять план; с биологией – использование для самостоятельного высказывания и диалога темы, связанной с домашними животными, уходом за ними (ретроспективные и параллельные связи, участие в охране природы (перспективные связи).

К концу начального этапа учащиеся должны овладеть следующими навыками:

·  быстро и безошибочно осуществлять выбор слова адекватно теме, ситуации;

·  строить сочетания слов, опираясь на правила грамматического оформления  сочетаний слов;

·  оперировать знакомой лексикой и грамматикой в новых ситуациях , комбинируя ее по-новому;

·  употреблять слова в предложении в соответствии с синтаксическими правилами построения и оформления предложений;

·  узнавать и понимать при чтении и аудировании изученные языковые явления в новых комбинациях, соотнося их форму и значение с опорой  на формальные признаки.

Средний этап

На данном этапе возрастает удельный вес чтения, которое дифференцируется по видам: ознакомительное, изучающее и просмотровое.

Учащиеся уже владеют значительными объемом языкового материала, позволяющим использовать для чтения описательные и фабульные тексты.

При обучении чтению завершается подготовка лексической и грамматической базы для практики в этом умении в старших классах. Большое место должно быть отведено развитию догадки о значении незнакомых слов и обучению пользоваться со словарем , которое подготовит учащихся к самостоятельной работе с книгой.

На данном этапе происходит некоторое усложнение устной речи учащихся. Уровень владения диалогической речью повышается главным образом за счет новых сочетаний известных типов реплик.

Монологическое высказывание становится более содержательным, характеризуется выражением личного отношения к предмету высказывания и развивается не только на основе ситуаций, но  и текста.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
44 Kb
Скачали:
0