Начала процесса познания. Необходимые условия жизни. Тщета человека, страница 3

Вот мнение Конфуция о качествах человека: «Я расстроен! В своей жизни мне не удалось повидать человека, который бы больше любил мораль (добродетель, справедливость, правдивость), чем чувственные удовольствия» [3, с.116]. В этом же духе следующее высказывание. «Как жаль, что я не встречал еще в своей жизни благородного (добродетельного, человеколюбивого) мужа, который честно признаваясь в своих ошибках, смог бы сам осудить себя»[3, с. 326].

Следующим образом обличает тщету человека Паскаль. «Людей учат чему угодно, только не порядочности, между тем всего больше они стараются блеснуть порядочностью, а не ученостью, то есть как раз тем, чему их никогда не обучали» [4, с. 121]. «Почему нас не сердит тот, кто хром на ногу, но сердит тот, кто хром разумом? Дело простое: хромой признает, что мы не хромоноги, а недоумок считает, что это у нас ум с изъяном. Поэтому он и вызывает не жалость, а злость»[4, с. 127]. «Больше всего меня удивляет то, что люди не удивляются немощи своего разумения»[4, с.173].

Ясно выражает свое отношение к людям Ж. Ламбрюер. «Стоит ли возмущаться тем, что люди черствы, неблагодарны, несправедливы, надменны, себялюбивы и равнодушны к ближнему? Такими она родились, такова их природа, и не мириться с этим - все равно что негодовать, зачем камень падает, а пламя тянется в верх»[4, с. 365].

О недостатках людей, вызванных свойствами разума, свидетельствует Ф. Ларошфуко. «Наш разум, по своей лености и косности, занят обычно лишь тем, что ему легко или приятно, эта привычка ограничивает наши познания, и никто еще не дал себя труда обогатить и расширить свой разум до пределов возможного». «Наш ум ленивее, чем тело» [5, с. 57].

Н. Шамфор обращает внимание на две стороны разума. «Чтобы простить разуму все горести, которые он приносит большинству людей, достаточно только представить себе, чем стал бы человек, будь он его лишен. Разум- зло, но зло необходимое».[5, с. 131]. А вот мысли о жизни. «Жизнь- это болезнь, которую каждые шестнадцать часов облегчают сном, но он – мера временная, настоящее же лекарство одно – смерть»[5, с. 141].

Печально осознавать, что не очень большой смысл имеет жизнь и взгляды мудреца. Во-первых, реальные истины бытия он постигает по причине наличия скромности, сдержанности, способности рассуждать, то есть в силу тех качеств, которые по сути осуждаются окружающим большинством. Во-вторых, познавая реальность греховности человека, в первую очередь себя, он перестает радоваться жизни. В-третьих, он испытывает полную беспомощность перед невежеством, ради просвещения которого он рожден, но которым же и невостребован. К сожалению, людьми правит сила (страх), но не мудрость. В-четвертых, в довершение ко всему, единичные мудрецы, посетившие наш мир, неизбежно подвергается гонениям толпы вплоть до телесной смерти. Не об этом ли свидетельствует их судьба и судьба Иисуса Христа?

Вместе с тем надо признать, что огромные достоинства мудреца изначально порождены не им, впрочем, так же как и несовершенство невежды. Генетическое учение свидетельствует о предопределенности развития, в нашем случае, человека. То есть любой человек заведомо рожден с теми задатками, которые затем проявляются, - что с него спрашивать?