Начала процесса познания. Необходимые условия жизни. Тщета человека, страница 2

Поражает неожиданностью мысль о том, что имеющиеся свойства человека это единственно возможный вариант для существования (для жизни) существа заведомо обладающего чертами, превышающими черты и характеристики животного. Математик в таких случаях заключает, что мы нашли необходимые и достаточные условия для существования жизни на Земле.

Также поражает неожиданностью мысль о том, что не суть важно кто или что сотворило человека – или Бог или природа. Кстати, вопрос о происхождении человека – не имеет никакого отношения к практической жизни. Какая разница, кто творец, - на него ни один человек не может повлиять, тем более, что это было (если было?) в прошлом. Указанный вопрос, который на слуху у большинства людей, еще раз доказывает перевернутость мнений человека по сравнению с реальностью. Верный вопрос совсем другой, - с какими качествами я сотворен, не нужно ли регулировать их проявление для улучшения самого себя и своей жизни?

Так удивительна реальность происходящего для человеческого сознания. Так удивительно, что существует противоречие между возможностью жизни и ее качеством.

Ясно, что первая задача, – наличие жизни, а только потом задача или вопрос о качестве ее. Но, решение первой задачи приводит к невозможности решению второй. Решение второй, - исключает наличие человека, то есть наличие жизни.

Вот здесь место понятию меры. Постигший себя и свое несовершенство перестает быть счастливым. Обычный человек счастлив (имеет перевернутое представление о реальности), но является на самом деле невеждой. Крайняя мудрость и крайнее невежество несовместимы с жизнью.

Самое удивительное для человека – реально происходящее, а из последнего, – сам для себя!


2. Тщета человека

О несовершенстве обычного человека или его тщете говорилось в первой работе. Такой точки зрения придерживались и Сократ, и Платон, и Аристотель, и Шопенгауэр и Толстой и Чапек и Свифт, и Мор, и Сенека, и Поганини, и Гете, и Дарвин, и Фрейд. К ним можно добавить Ницше, царя Соломона, Эпиктета и других.

Так, царь Соломон обличает человека следующим образом: «Бог – ради человеков, чтобы их просветить, дабы поняли сами, что они – это скот и только!» [1, с.7]. «… Посмотри на деяния Бога, ибо кто может исправить, что он искривил?» [1, с. 19]. «Бывает и такая тщета: есть праведники, а дана им участь в меру деяния нечестивцев, и есть нечестивцы, а дана им участь в меру деяния добрых» [1, с. 8].

О серьезном заблуждении людей свидетельствует Эпиктет: «Не вещи смущают людей, но их мнение о вещах. В смерти, например, нет ничего страшного. Страшно мнение, потому что оно представляет смерть страшною» [1, с. 94]. «Все прилежание употребить должно на исправление ума нашего» [1, с. 96]. И Эпиктет считает, что разум вводит человека в заблуждения. «Что же мы делаем как бараны? Когда мы делаем что-то ради чрева, когда ради похоти…Что мы утратили? Обладание разумом». [1, с. 172]. Именно обладание разумом.

Жестоко характеризует людей Ницше: «Базар полон ликующими паяцами, и толпа гордиться своими великими людьми, этими повелителями минуты!»[2, с. 44]. «Священную воду отравили они похотью, а свои грязные сны они назвали радостью, отравили еще и слова»[2, с. 84]. «Так же подобрал я на пути слово «сверхчеловек» и утверждение, что человек есть нечто, сто должно преодолеть»[2, с. 175]. «Когда же они становятся и из людей превращаются в скатов, тогда чернь все более поднимается в цене, пока наконец, добродетель ее не провозгласит: «Смотрите, только я одна – добродетель»»[2, с. 219].