Прогнозирование и планирование поступлений налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

РАЗДЕЛ 1.  ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.  Сущность и значение прогнозирования и планирования налоговых доходов бюджета, виды прогнозирования.

2.  Информационное обеспечение планирования и прогнозирования поступлений налоговых доходов в бюджетную систему РФ

3.  Методы прогнозирования и планирования налоговых поступлений.

4.  Анализ в системе налогового прогнозирования

5.  Налоговый потенциал страны (региона) и методы его оценки

6.  Методика планирования поступлений по основным видам налогов 

7.  Налоговые риски государства 

1. Сущность и значение прогнозирования и планирования налоговых доходов бюджета, виды прогнозирования

Проведение эффективной налоговой политики, одно из важнейших условий экономического роста России, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, возврата капиталов, а также привлечения в страну полномасштабных иностранных инвестиций. Объективный пофакторный анализ поступлений налогов и сборов позволяет выявить резервы для пополнения доходов бюджетов, определить заниженную (завышенную) налоговую нагрузку. 

Планирование и прогнозирование поступлений в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, наряду с обеспечением доходной части бюджетов, увеличением и обеспечением стабильности налоговых поступлений, включает в себя также генерирование мер по совершенствованию действующей системы налогообложения. При налоговом планировании учитываются стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной и налоговой политики, заданные в Послании Президента и согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства.

Налоговое прогнозирование служит основой, во-первых,  для выработки прогноза социально-экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды; во-вторых, своевременного и обоснованного составления проектов бюджетов всех уровней на предстоящий год; в-третьих, для принятия необходимых социальных, экономических и политических решений в ходе исполнения соответствующих бюджетов. 

Различают следующие вида прогнозирования: 

1.  текущее (включает оперативное и краткосрочное)

2.  перспективное (включает среднесрочное и долгосрочное).

Оперативное прогнозирование осуществляется Минфином и финансовыми органами на месяц или квартал на основе внутренней отчетности налоговых органов. 

Оперативное прогнозирование призвано:

-  обеспечить реальную оценку поступлений налогов на ближайшее время для определения лимитов финансирования в рамках утвержденного бюджета и государственных программ;

-  решает задачу подготовки аналитического материалов для осуществления краткосрочного (на один год) налогового прогнозирования, в ходе которого выявляются позитивные и негативные стороны исполнения доходной части бюджетов, а также уровень налоговых изъятий, состояние расчетов в хозяйстве и их влияние на рост или снижение недоимки. 

Краткосрочное прогнозирование служит основой для составления проектов бюджетов различных уровней на очередной год. Его осуществляют те же органы, что и оперативное прогнозирование. Процесс краткосрочного прогнозирования состоит из ряда взаимосвязанных, последовательных и практических действий перечисленных ведомств:

1.  Осуществляется детальный анализ позитивных и негативных сторон действующего налогового законодательства, как в целом, так и по отдельным видам налогов. 

2.  Разрабатываются предложения по внесению в налоговое законодательство дополнений и изменений, направленных на ликвидацию этих негативных воздействий. 

3.  Анализируются народнохозяйственные факторы, влияющие на поступление налогов в текущем году, и разрабатываются меры по устранению негативных факторов и укреплению позитивных тенденций.

4.  На основе проведенного анализа хода поступлений по каждому виду налогов за истекший период и с учетом устраненных факторов по предыдущим действиям рассчитываются суммы поступлений по каждому виду налогов и в совокупности, с учетом вероятностных отклонений.   

Оперативное и краткосрочное налоговое прогнозирование представляют собой две составляющие текущего прогнозирования, в процессе которого решаются в основном тактические задачи, вследствие чего, создаются важнейшие предпосылки стратегического налогового прогнозирования. 

Из-за неустойчивости экономических процессов в России, перспективное налоговое прогнозирование (5 лет и белее) не получило достаточно полного развития и является составной частью социально-экономического прогноза на долго- и среднесрочную перспективу (до 5 лет), который разрабатывается Минэкономразвития. 

2. Информационное обеспечение планирования и прогнозирования поступлений  налоговых доходов в бюджетную систему РФ

При прогнозировании и планировании поступлений налоговых доходов в бюджетную систему РФ используют информационные источники двух блоков:

Первый блок - нормативные данные по налоговой и бюджетной политике: - ставки налогов;

-  правила определения налоговой базы, вычеты, льготы;

-  нормы распределения налоговых доходов между бюджетами;

-  прогнозируемые макроэкономические условия использования бюджета (индекс цен, курс валют, ВВП, ВДС, котировки цен на нефть и пр.)

Второй блок  - ретроспективные данные по показателям налоговой статистики: 

-  данные официальной статистики Росстата, ФНС;

-  внутренняя отчетность налоговых органов и других ведомств

Похожие материалы

Информация о работе