Интеллект – это совокупность психических способностей, которые обеспечивают индивиду гибкую и успешную адаптацию к требованиям окружающей среды

Страницы работы

Содержание работы

ИНТЕЛЛЕКТ

Интеллект – это совокупность психических способностей, которые обеспечивают индивиду гибкую и успешную адаптацию к требованиям окружающей среды. В целом с данным определением согласно большинство психологов. Проблема заключается в том, какие именно психические способности необходимы для успешной адаптации, а также несколько этих способностей, или есть одна базовая способность к адаптации. Например, можно выделить в структуре интеллекта аналитические, творческие и практические способности.

Одни исследователи утверждают, что есть одна базовая интеллектуальная способность. Они придерживаются однофакторной модели интеллекта. В частности, Спирмен утверждал, что каждого человека можно охарактеризовать на основе общего интеллекта, и другие интеллектуальные способности проистекают из этой общей способности.

Терстоун заложил основы многофакторной модели интеллекта. Он впервые показал, что интеллектуальные способности бывают разных видов, и могут быть мало связаны друг с другом по степени выраженности.

Первые исследования интеллекта были вызваны практической необходимостью определения готовности ребенка к школьному обучению.

Коэффициент интеллекта обычно определяется как соотношение реального и нормативного показателей по интеллектуальному тесту, умноженное на 100% (или, иначе, умственный (выявленный при тестировании) возраст делить на паспортный возраст). Коэффициент интеллекта у психически здорового человека колеблется в пределах от 70 до 120%.

Во всех работах, посвященных интеллекту, можно выявить 2 подхода к выделению его существенных характеристик (а следовательно, и к выявлению структуры интеллекта):

1.  Интеллект – неизменная / постоянная характеристика личности. Как правило, сторонники таких взглядов прежде всего определяют данное понятие как совокупность способностей.

2.  Интеллект – это развивающиеся способности. В течение всей жизни человек постоянно приобретает навыки, необходимые для развития мастерства в одной или нескольких сферах деятельности. Таким образом, развитие интеллекта является одновременно развитием компетентности.

Например, предлагается выделять текучий и кристаллизованный интеллект. Текучий интеллект отражает гибкость мышления и способность решать новые проблемы. Кристаллизованный интеллект отражает накопленные человеком знания.

Связанным с интеллектом понятием является понятие компетентности.

Компетентность – это обладание знанием и способность его применения. Более компетентный человек максимально использует свои знания. Компетентность способствует росту общепризнанного статуса специалиста.

Существуют по меньшей мере две теории развития компетентности:

1.  Когнитивная теория Андерсона. Согласно Андерсону, выделяются три стадии приобретения навыков. На первой стадии проблема решается достаточно медленно, осторожно, при помощи декларативного знания (см. лекцию по мышлению). Чем больше правильный путь решения отличается от уже известных человеку путей, тем большее трудности он испытывает при столкновении с проблемной ситуацией. На следующей стадии знания упорядочиваются в форме установок – последовательности условий и действий, которая может использоваться при решении задачи. Наконец, на третьей стадии эти установки сочетаются друг с другом, образуя продуманную систему. Они помогают выполнить сложные требования. диктуемые проблемной ситуацией. В то же время, само выполнение задачи делается в большей степени автоматическим.

2.  Согласно второй теории (Эриксона), специалистом (компетентным человеком) можно стать в результате осознанной практической деятельности (т.е. непрерывно и целенаправленно упражняясь).

Вспомним, что теории интеллекта можно разделить на однофакторные и многофакторные. Существование одного фактора может отражать взаимодействие между латентными (скрытыми, не измеряемыми непосредственно) способностями и формами компетентности, приобретенными в ходе обычного обучения (академический интеллект). Исследования Стернберга показали, что неформальные процедурные знания о решении конкретных проблем (см. лекцию по мышлению), как правило, не соотносятся с академическим интеллектом, определяемым обычными тестами. Тесты на решение проблем прогнозируют успехи лучше, чем обычный интеллект. И дело не в том, что тесты, измеряющие академический интеллект, плохи. Просто они измеряют совершенно другие способности (или другие виды компетентности).

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
36 Kb
Скачали:
0