Виды памяти. Сенсорная, кратковременная и долговременная память. Компьютерная модель памяти

Страницы работы

Содержание работы

ПАМЯТЬ

Для ориентировки человека в окружающем мире требуется наличие связи между прошлыми и нынешними образами восприятия. Наш прошлый опыт постоянно используется в нашем поведении. Таким образом, мы нуждаемся в памяти, которую можно определить как процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения информации. Память обеспечивает целостность личного опыта и целенаправленность нашего поведения. Потеря, разрушение памяти в результате болезни воспринимается человеком как серьезная психологическая травма.

Можно выделить различные виды памяти:

по характеру психической активности, которую сопровождает память, - двигательную, образную (зрительную, слуховую и т.п.), эмоциональную и словесно-логическую.

по наличию/отсутствию цели запоминания – произвольную и непроизвольную.

по времени хранения/этапу переработки информации – сенсорную, кратковременную (оперативную) и долговременную память.

Последняя классификация описывает компьютерную модель памяти (Бродбент, Аткинсон и Шифрин). В самом общем виде эту модель можно представить следующим образом:

раздражитель

сенсорная

память

Здесь входной стимул непосредственно кодируется в сенсорной модальности. Далее он либо теряется, либо проходит дальнейшую переработку

кратковременная

память. В среднем затухание информации в кратковременной памяти происходит в пределах 20 секунд, однако время ее хранения может быть увеличено за счет повторения

долговременная

память

Согласно данной модели, переход информации из одного хранилища в другое может контролироваться самим человеком. Участок кратковременной памяти мы контролируем в наибольшей степени.

Хранилище сенсорной памяти служит для первичной записи информации, полученной от органов чувств. Информация находится в данном хранилище до нескольких секунд, затем она переводится в кратковременную память. Лучше всего изучены сенсорная зрительная и слуховая память. Можно сказать, что в этом хранилище содержится точный образ объекта, однако еще не включенный в фокус внимания. Наиболее важная в данный момент информация кодируется (автоматически или произвольно) и переходит в хранилище кратковременной памяти. Одной из причин забывания является отсутствие кодирования.

Кратковременная память служит в качестве промежуточного хранилища, позволяющего удерживать ограниченный (5-9 элементов) объем информации, перерабатывать ее и использовать для организации поведения.

Если во время нахождения в кратковременной памяти информация не повторяется, она постепенно исчезает из данного хранилища.

По некоторым данным, время хранения не переработанной информации в кратковременной памяти не превышает 20 секунд.

В кратковременной памяти информация перерабатывается на основе зрительных, слуховых и семантических кодов.

В долговременной памяти информация хранится в виде семантических сетей. Это действительно долговременная память – информация может храниться в ней неограниченное время (у здорового человека) и в неограниченном количестве. Однако это не означает, что человек в состоянии вспомнить все, что угодно, по своему желанию. Большинство людей, предъявляя жалобы на память, имеют в виду именно невозможность воспроизвести информацию. Однако они мало обращают внимание на то, как происходил процесс запоминания.Многое зависит от способа кодирования информации, от степени ее организации, от эмоционального состояния, от правильно поставленной цели припоминания и т.п.

Далее, можно выделить семантическую и эпизодическую память (разделение предложено Тульвингом). Целенаправленное запоминание информации с целью ее перевода в долговременную память связано прежде всего с работой семантической памяти. Эпизодическую память еще называют автобиографической. И эпизодическая, и семантическая память, согласно Тульвингу, относятся к системе долговременной памяти. Эпизодическая память получает и хранит информацию о датированных во времени эпизодах и событиях, о связях между этими событиями (например, первая встреча с каким-то человеком). Она составляет основу для опознания событий, людей и мест, встречавшихся в прошлом. Семантическая память – это память на слова, понятия, правила и абстрактные идеи. Согласно Тульвингу, это умственный тезаурус, который организует знания человека. Информация в эпизодической памяти быстро теряется по мере поступления новой информации.

Собственно процесс воспроизведения подразумевает поиск информации в эпизодической памяти. Если спросить человека, как перевести какое-то слово на иностранный язык, который он изучал, сначала придется ввести эти вопросы на воспроизведение в качестве «событий» в эпизодическую память. Например, когда мы запоминаем ряд слов (методика «10 слов»), то семантическая память не играет здесь большой роли. Нам нужно сохранить информацию об этом задании в эпизодической памяти (особым образом закодировать ее эпизодическими маркерами). В исследованиях показано, что у больных с расстройствами памяти отсутствует эпизодическая маркировка сохраненной информации. Поэтому у них грубо нарушено произвольное ее воспроизведение (после паузы, превышающей временные резервы кратковременной памяти), однако возможны спонтанные реминисценции – хорошее отсроченное воспроизведение того, что первоначально невозможно было воспроизвести произвольно. Также показано, что у больных с нарушениями памяти сначала нарушается эпизодическая память, и лишь затем кратковременная и семантическая.

Данные исследований мозга позволяют хотя бы частично подтвердить теорию Тульвинга. Показано, что активация коры больших полушарий является основой для сохранения новой информации. Однако для оценки того, когда и где новая информация накапливается в коре, требуется активизация особой подкорковой структуры – гиппокампа.

Индивидуальные особенности памяти, так же, как и индивидуальные пути ее развития, связаны с выявлением преобладающего типа памяти (образная или логическая, зрительная или слуховая и т.п.) и с правильной организацией информации на его основе. Тренировки памяти – постоянное к ней обращение, также могут оказать существенное влияние на легкость воспроизведения.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
32 Kb
Скачали:
0